Праздники Кипра

   
   

Округ Фамагуста (Аммохостос—греч., Газимагуса — турецк.) расположен на северо-востоке острова. На юге он граничит с округом Ларнака. На западе с округом Никосия, а на северо-западе с округом Кериния. На востоке округа находится широкий и удобный залив Аммохостос, а северо- восток Фамагусты занимает полуостров Карпасия.

 

Город Фамагуста

экурсия по фамагусте фотоГород Фамагуста (Аммохостос — греч., Газимагуса — турецк.) расположен в 61 километре к юго-востоку от Никосии у удобной естественной гавани залива Аммохостос. В течение многих столетий он был самым крупным и богатым городом острова. Здесь находился главный порт Кипра и один из самых известных европейских курортов. В 1974 году турецкие войска оккупировали город, и сегодня о былом величии Фамагусты остается только сожалеть.

 

Страницы истории

Фамагуста — достаточно древний город острова. Он был основан Птолемеем II Филадельфом в начале III века до н.э. недалеко от древнейшего города Кипра Саламина. Птолемей II назвал новый город в честь своей сестры и супруги Арсиноей. Этому не стоит удивляться — родственные браки в ту эпоху не считались предосудительными. Очевидно, Птолемей II очень сильно любил свою сестру-супругу, так как еще одну Арсиною он возвел недалеко от Пафоса на месте бывшего Мариона, там, где сегодня расположен город Полис.

В течение долгого времени Арсиноя находилась в тени Саламина, при византийцах переименованного в Констанцию. Когда же в 648 году Констанция была полностью разрушена арабами, оставшиеся в живых ее жители переселились в близлежащую Арсиною. Сюда же была перемещена кафедра епископа. Вскоре город получил название Аммохостос; что по- гречески означает «затерянный в песках». Пришедшие 1192 году на смену византийцам франки переименовали город на свой лад — Фамагустой.

Расцвет Фамагусты наступил после того, как в 1291 году крестоносцы потеряли последние крепости Акру и Тир на Святой земле. В город из Палестины хлынули христианские беженцы, а вместе с ними купцы веду-щих европейских торговых держав Генуи и Венеции. Оставшись единственным крупным европейским портом в Азии, Фамагуста вскоре превратилась в главный центр торговли между Европой и Ближним Востоком.

Лузиньяны, правившие на Кипре в то время (1192 - 1489 гг.), воспользовались сложившейся ситуаций, и Кипрское королевство начало получать огромные доходы от налогов с торговых операций, а Фамагуста стала фактически второй столицей острова. Здесь находилась резиденция Лузиньянов. Они короновались в кафедральном соборе Фамагусты.

По богатству и роскоши в этот период Фамагуста не уступала Константинополю и Александрии. Это был город дворцов и церквей. В период расцвета в нем, по свидетельствам современников, насчитывалось 365 церквей: по одной на каждый день года. Купцы Фамагусты считались самыми богатыми людьми в Европе. О них слагались легенды. Рассказывают, что когда дворец самого богатого купца города Францискуса Лакхаса посещал король Кипра, Лакхас передавал в дар своему соверену 30 тысяч золотых дукатов — сумму, равную сегодня 10 миллионам долларов.

Процветание Фамагусты спровоцировало главных торговых конкурентов — Венецию и Геную — к борьбе за контроль над городом. Прецедент I для разрешения спора быстро нашелся. Во время коронации короля Петра II в 1372 году между венецианскими и генуэзскими купцами произошел спор о том, кому занять первое место на церемонии. Спор перешел в кро-вавое столкновение и вызвал настоящую войну между обеими общинами. Король поддержал венецианцев, и генуэзцы потерпели поражение. Под этим предлогом в следующем году генуэзский флот захватил Фамагусту. Генуя владела городом почти целое столетие.

В 1489 году последняя королева Кипра, венецианка по происхож-дению, Катерина Корнаро подписала отречение от престола в пользу Венеции. Венецианцы перенесли в Фамагусту столицу острова, и здесь расположилась резиденция губернатора Кипра.

 Готовясь к неизбежному столкновению с Османской империей, венецианцы значительно укрепили оборону острова, и крепость Фамагусты была полностью перестроена.

В июле 1570 года султан Селим II, не дожидаясь решительных действий со стороны Венеции в ответ на свое требование передать Кипр туркам, отправил на остров экспедиционный корпус Лала Мустафы-паши. После двухмесячной осады пала Никосия. Гарнизон Керинии сдался без боя. И только Фамагуста мужественно оборонялась почти год. Когда у защитников города закончились боеприпасы и продовольствие, лукавый Мустафа-паша предложил им в обмен на сдачу города сохранить жизнь и не препятствовать их эвакуации на Крит.

1 августа 1571 года комендант крепости Марк-Антонио Брагадино принял условия и сдал крепость. Но турки жестоко расправились с защитниками Фамагусты. И сегодня в венецианской церкви Сан-Зениполо как святая реликвия сохраняется кожа Брагадино, которую с него живьем содрали османы. Оставшимся в живых жителям города турки запретили проживать в Фамагусте, и они были вынуждены селиться вне городских стен. Так возник новый, греческий район города, который получил название Вароша (турецк. — «пригрод»).

Тяжелый урон был нанесен и самому городу. За год осады турецкой артиллерией было уничтожено множество церквей, дворцов и других достопримечательностей.

Но кроме грабежей и разрушений завоевание Кипра турками принесло и некоторые положительные перемены. Поскольку в Османской империи существовала практика разделения подданных на религиозные общины, то Православная Церковь была восстановлена в своих правах. А так как православные греки-киприоты составляли большинство населения острова, то архиепископ Кипра вскоре стал фактически вторым правителем острова после турецкого наместника. Фамагуста вновь стала резиденцией православного епископа, но не надолго. Для того, чтобы изменить этническую ситуацию, турки специально переселяли на остров мусульманское население с материка, и православное население города стало уменьшаться, в связи с чем в начале XVII века епископская кафедра была упразднена и переведена в Керинию.

Однако несмотря на разрушения, причиненные войной, Фамагуста оставалась значительным городом острова. Посетивший ее в 1735 году В. Григорович-Барский записал: «Град велик, часом отхождения, стоит на берегу морском, называется общенародно Амохуст, крепок и красив, населен турками и христианами, и он второй после града Левкосии».

Сменившие в 1878 году турок англичане со свойственной им практичностью оценили выгодное положение Фамагусты. Город снова стал развиваться как важный порт. Была построена железная дорога, соединившая его с Никосией и просуществовавшая несколько десятилетий. Но практичность англичан граничила с варварством в отношении древних памятников: в период их правления многие церкви и средневековые здания в Фамагусте были разобраны. Камни и плиты из античных городов и христианских церквей по всему Кипру использовались англичанами для строительства Суэцкого канала.

При этом строилась новая Фамагуста. За пределами старых крепостных стен в районе Вароши возник новый город с широкими проспектами и многоэтажными домами. К середине XX века он слился со старым городом. А к моменту обретения Кипром независимости в 1960 году район Вароши превратился в крупнейший европейский курорт.

В 1974 году в Фамагусте высадился турецкий десант, а Вароша подверглась бомбардировке. Опасаясь тяжелых уличных боев в населенном исключительно греками районе, турки дали возможность греческому на-селению покинуть Варошу и только после этого заняли ее. Дальнейшему продвижению оккупантов на запад острова помешала английская военная база Декилия, расположенная не так далеко от Фамагусты, а затем ввод миротворческих сил ООН. Чтобы при переговорах о перемирии избежать проблем с греками-киприотам, турок-киприотов не пустили жить в Варошу, и сегодня этот район, находящийся на демаркационной линии, не принадлежит никому.

С греческой территории, со смотровой площадки Культурного центра оккупированного округа Фамагусты в деревне Деринья, в бинокль можно подробно рассмотреть Варошу. Фешенебельные отели, которых здесь было около 80, многоэтажные здания, широкие проспекты, тенистые аллеи и песчаные пляжи уже 34 года пусты и безлюдны. Сюда не пускают ни турок, ни греков. Оцепленная колючей проволокой и охраняемая военными Вароша превратилась в мертвый город — мрачное напоминание о трагедии греко-кипрского народа.

Но несмотря на драматические события 1974 года и множество раз-рушений, произошедших за последние столетия, старый город Фамагусты сохранил атмосферу блестящего в прошлом средневекового полиса и является уникальным историческим памятником не только Кипра, но и всего Восточного Средиземноморья.

 

Достопримечательности

Крепость Фамагусты

экурсия по фамагусте крепостьСтарый город окружен внушительными стенами, высота которых 17 метров, ширина 9 метров, а длина около 3 километров. В плане они образуют прямоугольник с изогнутыми углами. Несмотря на войны и землетрясения, они прекрасно сохранились благодаря высокому мастерству венецианских мастеров, в совершенстве владевших технологией каменной кладки.

Первые крепостные укрепления Фамагусты были возведены еще в период правления Лузиньянов в XIII веке. После того как власть над островом перешла к венецианцам, они существенно перестроили крепость: для этого в 1492 году при коменданте Николо Форнарини из Европы были выписаны лучшие инженеры и мастера. Укрепления были перестроены с учетом применения противником артиллерии, которая к этому времени стала активно использоваться при осаде крепостей. Стены были значительно утолщены, а у флангов крепости выкопан ров.

 

Ворота Ривеллино

В крепость можно попасть через двое ворот. Первые находятся на юго-западе недалеко от современной части города в башне Ривеллино (Rivellino — итал.). Турки называют ее Акуле, что по-турецки означает «Белая». Она была возведена венецианцами в 1544 году. Сегодня проход через ворота Ривеллино закрыт. Но рядом, в здании арсенала, турками сооружены новые ворота, к которым через крепостной ров, в отличие от ворот Ривеллино, ведет не подъемный, а обычный каменный мост.

 

Морские ворота

Вторые, Морские ворота (Porta del Mare — итал.), расположены на юго-востоке крепости со стороны порта. Они были построены в 1496 году комендантом Николо Приоли и служили главным входом в Старый город. Приоли был талантливым военным инженером. Им построены также несколько других башен крепости. Являясь парадным входом в город, Морские ворота выглядят значительно богаче юго-западных. Арка входа с колоннами по бокам облицована мраморными плитами из древнего Саламина. Над ней расположился рельефный крылатый лев — символ св. Марка — и герб Венецианской республики. Имя Николо Приоли и его герб увековечены на мраморной плите ворот.

 

Арсенальный бастион

Самый восточный бастион — часть крепостного вала со стороны моря — при венецианцах назывался Арсенальным. После захвата Фамагусты в 1571 году турки переименовали его в бастион Джанбулата. Этот турецкий офицер ценою собственной жизни вывел из строя «адскую машину» венецианцев — огромное колесо с острыми лезвиями, которое при быстром вращении разрывало нападавших на куски.

 

Бастион Мартиненго

Самый западный бастион крепости, внушительные стены которого и сегодня имеют неприступный вид, получил название по имени венецианского архитектора Джованни Микеле Мартиненго (Martinengo), который в 1555 -1559 годах перестроил эту часть крепостных стен.

 

Цитадель Кастелло

Еще при Лузиньянах в XIV веке к северу от Морских ворот возвели крепость для защиты входа в гавань. А при венецианском коменданте Николо Форнарини в 1492 году на месте старой крепости была сооружена более мощная цитадель Кастелло (Castello).

Она представляет собой правильный прямоугольник с четырьмя массивными круглыми башнями по углам. Вход в эту крепость находится у ее юго-восточной башни, которую называют «Башней Отелло». Часто это название распространяется на всю цитадель. Над входом также расположена мраморная плита с рельефным изображением герба Венеции — крылатым львом — и именем Николо Форнарини.

Стоит подняться по современной лестнице на крепостные стены и по переходам вдоль стен выйти на площадку одной из башен замка. Здесь до сих пор стоят венецианские пушки. С любой из площадок прекрасно видна большая часть Старого города с руинами готических соборов и сложными 6 переплетениями улиц.

 

Башня Отелло

Шекспир точно не указывает место действия своей трагедии «Отелло», сообщая только о «морской гавани на Кипре». Однако ни у кого не вызывает сомнения, что это была Фамагуста — главный порт острова. Здесь находилась резиденция венецианских губернаторов, а Отелло, как известно, был назначен новым наместником острова:

«Мавр плывет сюда

Снабженный полномочьем править Кипром»

(Отелло. Акт П. Пер. А. Лозинского).

Самая распространенная версия говорит о том, что в основу сюжета «Отелло» положена история жизни Кристофера Моро (моро — по-итальянски «мавр»), командующего венецианскими войсками на Кипре в 1506 - 1508 годах и потерявшего на острове жену. Правда, многие историки вы-сказывают сомнения, был ли он мавром.

Другим прообразом Отелло мог быть Франческо да Сесса — один из венецианских офицеров, служивших на Кипре в 1540-х годах. За темный цвет кожи его прозвали «мавром», по-итальянски «моро».

До нашего времени в Башне Отелло сохранились большой мрачный зал, лестницы и темные, страшные покои. Возможно, именно здесь и развивались действия трагедии.

Историческим же фоном пьесы Шекспира служила приближающаяся война Венеции с турками, в которой крепости Фамагусты будет отведена главная роль:

«Когда мы вспомним

Значенье Кипра для державы Турка

И захотим опять-таки понять,

Что он для Турка и важней Родоса И может быть гораздо легче взят»

(Шекспир, Отелло, Акт. II. Пер. А. Лозинского)

 

экурсия по фамагусте собор святого николаяВ 300 метрах от Морских ворот, если идти по улице Лиман-Йолу (Liman Yolu), на центральной площади города расположена главная архитектурная достопримечательность Фамагусты — кафедральный собор св. Николая, ныне мечеть Лала-Мустафы-пашы (Lala Mustafa Pasa Camii — турецк.).

Собор был возведен в 1298 - 1312 годах. По значимости он не уступал собору св. Софии в Никосии, и в эпоху правления династии Лузиньянов в нем короновались короли Кипра. Поскольку первый из них, Ги де Лузиньян, сохранил за собой корону Святого города, они получали титул «Короля Кипра и Иерусалима». В этом соборе в 1489 году королева Катерина Корнаро подписала отречение от престола в пользу Венецианской республики.

В 1571 году во время длительной осады города собор, как и большинство церквей Фамагусты, был сильно поврежден турецкой артиллерией. Восстановив его с помощью местных мастеров, турки превратили его в мечеть Айя-София. Клевой башне был пристроен минарет, нарушивший симметрию готического фасада. Но и это не мешает ощущать величественность собора. Посетивший в 1735 году Фамагусту В. Григорович-Барский писал: «Два храма святой Софии на Кипре имеются, неизреченного художества и красоты, один вЛевкосии, и другой в Амохусте, где ныне мечети». Будучи талантливым художником, он хотел зарисовать главную мечеть города, но не смог этого сделать «из-за пакостных и злонравных турок, которые приближаться туда христианину не разрешают».

 Несколько раз, в 1735,1741 и 1756 годах, собор страдал от землетрясе-ний, но его восстанавливали вновь. Очевидцем землетрясения («труса») 1735 года был В. Григорович-Барский: «Настал год Рождества Христова 1735, и к подошедшему всемирному празднику Светлому Воскресению Господню, по изволению Божию, за грехи людские, был трус велик на всем острове, апреля 10, в первую неделю Воскресения Христова, в четверток, второго часа по полудни, и продолжался пять или шесть минут, и многую пакость сотворил на острове. Многие тогда пали церкви христианские и мечети турецкие, особенно же мечеть весьма великая и прекрасная, именуемая святая София, во граде Амохусте, где был когда-то архиерейский престол во времена христианства».

В 1954 году Айя София была переименована в мечеть Лала Мустафа- паши в честь командовавшего турецкой армией, захватившей Кипр.

Для строителей собора св. Николая, как и для большинства строителей средневековых храмов, труд был «не принуждением, не источником средств к существованию, а освобождением собственного духа из костной материи, сопротивляющейся любому неэгоистическому движению». Многие ученые считают, что по совершенству своей архитектуры и декоративному убранству собор св. Николая, строившийся по образцу Реймсского собора, не уступает лучшим готическим соборам Франции той эпохи.

Христианский храм — это место встречи человека с Богом. И если православный храм создает у нас в первую очередь ощущение присутствия Бога, то готический собор — движения ввысь, на встречу струящемуся свету из огромных окон, символизирующему свет Божественный. Все в соборе — скульптура, каменная резьба, витражи — не просто декор, это «освобожденный из материи» свет. «Каждое существо, видимое или невидимое, есть свет, вызываемый к жизни Отцом всякого света... Этот камень или тот кусочек дерева для меня свет... Ибо я вижу, что они хороши и прекрасны», — писал в V веке Дионисий Ареопагит.

Центральную часть двухъярусного западного фасада собора занимает ажурное арочное окно с витражными стеклами и розеткой посередине. Весь фасад и портал нижнего яруса собора с тремя входами, в один центральный и в два боковых нефа, украшены сложным ажурным орнаментом — подлинным шедевром готического стиля. Две квадратные башни заканчивают вертикали, начатые стрельчатыми арками боковых входов.

Внутреннее пространство собора разделено на три нефа. Их высокие готические своды опираются на колонны. Центральный неф значительно выше боковых. Его апсида, полукруглый выступ на востоке, поднимается на всю высоту собора и освещается двумя рядами высоких и узких стрельчатых окон. Ближе к восточной части неф пересекает так называемый трансепт. Это пересечение, образуя большой крест, символизирует «дух, распятый в материи». Алтарь собора располагался в восточной части в апсиде и был окружен так называемым деамбулаторием, обходом вокруг него, что характерно для католических соборов, так как в православных храмах алтарь находится за иконостасом. Апсиды боковых нефов значительно ниже. Наличие трех апсид в наружном объеме собора, очевидно, позаимствовано его строителями у византийских храмов.

Сегодня мечеть Лала Мустафа-паши открыта для туристов. Стоит, по мусульманскому обычаю сняв обувь, зайти внутрь собора. И совершенно не важно, что сегодня турки молятся в нем Аллаху. Собор св. Николая остается христианским храмом. Вы можете убедиться в этом сами, почувствовав «свет, вызываемый к жизни Отцом всякого света».

 

Христианские храмы Фамагусты

Войны, землетрясения и пожары уничтожили большую часть храмов города. Внесли свою лепту и англичане — они разбирали церкви и отправляли камни в Египет для строительства Суэцкого канала. Поэтому за исключением собора св. Николая остальные старинные церкви Фамагусты дошли до нас в основном в руинах.

Землетрясение 1735 года разрушило в числе многих церквей большой православный собор св. Георгия, построенный в XIV веке в готическом стиле. «Храм большой святого великомученика Георгия до основания разорился», — записал тогда В. Григорович-Барский.

Руины собора находятся к югу от мечети Лала Мустафа-паши. От этого некогда внушительного сооружения сохранилась лишь часть стен, на внутренней стороне которых видны фрагменты фресок, выполненных в итальянской живописной манере.

От другой католической церкви св. Георгия постройки XIII века также сохранились только стены.

В южной части города из нескольких полуразрушенных византийских церквей лучше всего сохранился небольшой храм св. Николая. А в северо- западной части, где расположено большинство руин христианских церквей, можно выделись небольшую однонефную готическую часовню св. Анны, построенную в XIV веке.

В судьбе церкви Петра и Павла отразились многие драматические моменты истории Фамагусты. Она была построена в 1358 - 1360 годах и представляла собой интересный образец сочетания готической и византийской архитектуры. На ее возведение купец Симон Ностран пожертвовал прибыль от успешной торговой операции с Сирией. После 1571 года турки превратили ее в мечеть. Хозяйственные англичане переоборудовали мечеть в склад. После обретения островом независимости с 1964 года она использовалась турецким населением как место для собраний. Сегодня в здании церкви находится публичная библиотека.

 

Палаццо дель Проведиторе

дворец венецианцов в фамагустеНа центральной площади Старого города, напротив собора св. Николая, расположены руины дворца венецианских губернаторов — Палаццо дель Проведиторе (Palazzo del Proveditore — итал.).

С XIII века на этом месте находилась резиденция Лузиньянов. В середине XVI века венецианцы построили здесь дворец для губернатора острова.

Сегодня от былого великолепия дворца сохранился лишь трехарочный вход с четырьмя античными колоннами, которые строители привезли из Саламина. Над центральной аркой расположен герб венецианского коменданта Джованни Ренье, при котором был построен дворец.

После захвата Фамагусты турки построили на рунах дворца ссыльную тюрьму. Одним из ее узников был великий турецкий поэт и общественный деятель Намик Кемаль Бее (1840 - 1888 гг.). Сегодня в бывшем здании тюрьмы расположен посвященный поэту музей (Namik Kemal Zindani Muzesi — турецк.).

Бронзовый бюст «Шекспиру турецкой литературы» стоит на централь-ной площади у Палацо дель Провидеторе под сенью огромной сикоморы. Это дерево — одно из самых старых на Кипре. За свою более чем 700-лет-нюю жизнь оно стало свидетелем многих драматических событий в истории Фамагусты.

   
   
   
© Экскурсии по Кипру с частным гидом