Праздники Кипра

   

Монастырь Архангела Михаила в Монагри на Кипре

Монастырь Архангела Михаила в Монагри на КипреМонастырь Архангела Михаила в Монагри на Кипре

На острове Кипр есть деревня Монагри. Она находится в 20 км в направлении на север от Лимассола. Именно здесь, среди сочной зелени виноградников и садов, стоит монастырь во имя Архангела Михаила. Ученые считают, что он был построен в XII веке. Стены невысоких, очень светлых построек увиты зеленью. Здесь царит атмосфера мира, спокойствия, полной отрешенности от всех мирских забот. Все свои земные дела монахи посвящают Господу Богу. Они помнят о нем всегда: когда собирают урожай и выращивают сады, выпекают хлеб и творят молитву. Здесь нет той суеты, которая царит за вратами этой мирной обители. Здесь все дышит неспешностью, спокойствием и достоинством. Ото всех стен монастырских построек исходит тепло. Появляется ощущение, что стены светятся (для этого при строительстве в цемент добавляли белый песок).

Сейчас эта обитель относится к подворью Киккского монастыря Пресвятой Богородицы Милостивой. За все время существование у монастыря было несколько владельцев. Некоторое время им владел венецианский консул, затем – православные киприоты. В 1713 году, когда обители грозило разорение, ее выкупил Киккский монастырь. Первые упоминания о монастыре можно встретить у знаменитого русского монаха-путешественника В. Григоровича-Барского (он побывал в этих краях в 1735 году) и у монаха Антония (в середине XVI века он переписывал Акафист).

Монастырь Архангела Михаила в Монагри на КипреКельи монахов находятся на втором этаже главного монастырского здания. Весь этаж деревянный. Он выполнен в  бело-голубой гамме, характерной для архитектуры Средиземноморья. Когда при ремонте строения со ставен удалили старую шпаклевку, обнаружилось, что они были окрашены в синий цвет. Сейчас ставни покрашены в синий цвет, точно воспроизводящий первоначальную окраску. Полы настланы мрамором, добытым в карьерах Ларнаки. При постройке здания на балках перекрытий строители размещали слоями природный  инсектицид, в состав которого входили кусты мирта и деревянные бруски, затем насыпали слой земли, а поверх него укладывали кровельную плитку. На второй этаж ведет лестница. Ее проем украшают два древних керамических сосуда. На окантовке их горловины сохранилась дата изготовления (1748 год) и ремесленная марка.

Главный храм во имя Архангела Михаила был построен в 1740 году. Это однонефная сводчатая базилика. На востоке установлена внешняя шестигранная апсида. Кровля на храме двускатная, в соответствии с традициями кипрского зодчества. В качестве покрытия использована плоская деревянная черепица, как во многих горных церквях Троодоса.фреска Монастырь Архангела Михаила в Монагри на Кипре

Над западным порталом установлен деревянный навес. Его поддерживают две античные колонны, изготовленные из мрамора, с коринфскими капителями. Эти колонны сохранились еще от старого храма, который когда-то стоял на этом месте. Специалисты датируют их V веком до новой эры. Скорее всего, здесь был древний языческий храм, который христиане использовали для строительства обители. Реставраторы сумели органично вписать эти колонны в архитектурный ансамбль современной церкви. Кроме того, реставраторы сумели сохранить оригинальную северную стену древнего храма, укрепленную глухими стрельчатыми арками.

Монастырь Архангела Михаила в Монагри на КипреНад входом в храм расположена фреска, на которой изображен Архангел Михаил, а также епископ Китионский (Ларнакский) Макарий. Именно этот епископ сумел во времена Османского владычества не только провести реставрацию монастыря, но и фактически заново его отстроить. Известно, что Макарий вынужден был даже занимать для этого деньги у турецких ростовщиков под грабительские проценты.

Несмотря на все трудности, к концу XVIII века реконструкция монастыря и росписей храма была закончена. И сегодня мы можем любоваться прекрасными фресками работы двух знаменитых кипрских живописцев - иеромонаха Филарета и Саввы Николаоса.

Первым был приглашен Филарет, поскольку в то время он был ведущим живописцем. К тому времени он уже успел прославиться своими работами в монастырях Святого Мины и Святого Ираклидиса. У Филарета была своя творческая манера. Стены под роспись он готовил сам. Он срезал строительную штукатурку, делал идеально гладкую основу, а затем наносил нее на стену по собственной технологии. Пока штукатурка была свежей, художник гравировал на ней контуры изображений, а затем прописывал их. Для росписи он использовал сложные пигменты: желтую и красную охру, малахит, киноварь, индиго и смальту. Краски монах накладывал слоями. Изображение получалось объемным и очень насыщенным. Его кисти принадлежат две монументальные фрески Святого Георгия (он изображен на белом коне, в красном плаще, за его спиной – юноша, спасенный им из арабского плена) и Святого Михаила, расположенные друг напротив друга, а также образы апостола Павла, святых Вихиана и Параскевы. Монах Филарет создал также в этом храме поясное изображение Иисуса Христа. Оно находится в нише жертвенника алтарной части. Глаза Спасителя закрыты, руки сложены. На теле видны раны от гвоздей.  Такой образ Иисуса Христа, который уже завершил свой земной путь, и встретил уничижение полным смирением, киприоты называют «Край смирения».

Второй автор фресок в храме – Савва Николаос. Его работы отличить несложно. Краски этих фресок бледнее, а цветовая гамма не такая насыщенная. Дело в том, что Савва лакировал изображения. Со временем первоначальный цвет выцветал и изменялся. Изображения, принадлежащие его кисти, находятся на южной стене нефа. Здесь можно увидеть образы многих Отцов Церкви - Василия Великого, Григория, Хрисостома, кипрского епископа Лазаря, основоположника монашества Антония. Перу Саввы принадлежит также оплечный образ Иисуса Христа в белых одеждах и изображения  почивающего Христа с предстоящими ангелами. Эти фрески находятся над западным входом в храм.

Монастырь Архангела Михаила в Монагри на КипреСчитается, что Савва Николаос является автором многих икон из тех, которые находятся в ажурном трехъярусном иконостасе (он был восстановлен в 1770 году). Здесь можно увидеть Иисуса Христа, восседающего на троне. Рядом с ним – Иоанн Теолог и Богородица. Их окружают ангелы деисусного ряда. Венчает алтарную преграду прекрасная сцена Распятия (датируется 1774 годом). Здесь можно увидеть образы предстоящих Иоанна Евангелиста и Пресвятой Богородица. На рукавах креста изображены символы евангелистов. Посвящающая надпись гласит: эту композицию создал мастер Леонтий на пожертвования дьякона Иоакима.

По сторонам Царских Врат установлены две декоративные панели, украшенные изысканным резным орнаментом. На нижней панели иконостаса и в резьбе, и в росписи центральным элементом является ваза, по виду напоминающая античную амфору. Из этой вазы растет куст с красивыми цветами.  По мнению специалистов, автор таким способом стремился передать идею цветущего Древа жизни. В христианской символике с этой идеей ассоциируется также крест, который обвивает стилизованная виноградная лоза.

Со временем композиции становились все более сложными, а растительные элементы резьбы становились все реалистичнее и разнообразнее. Но виноградная лоза в разном виде сохранялась в христианской живописи во все времена. Она могла разрастаться самыми причудливыми листьями и цветами, могла быть выполнена в виде затейливых завитков, но присутствовала всегда. Символика изображений, помещаемых на алтаре, пышную растительность и разнообразных животных во все времена трактовала как образ Рая Небесного. Конечно, все эти элементы не являются основными мотивами алтарных композиций. Но, поскольку иконостас считается Преддверием Рая, они гармонично дополняют эту идею. 

Сейчас монахи в этой обители не живут. Но в главном храме регулярно проводятся службы. Здесь проводят все больше церковных обрядов. После долгих лет запустения обитель вновь возрождается к служению Господу Богу.Монастырь Архангела Михаила в Монагри на Кипре

Не так давно реставраторы сумели восстановить помещения, в которых в древние времена монахи изготавливали оливковое масло не только для себя, но и для жителей окрестных деревень. Эти постройки находятся в северо-восточной части монастырского двора. Сейчас в этих постройках организован музей. Здесь можно увидеть, например, уникальный винтовой пресс для отжима оливок. В основном до наших дней сохранились каменные прессы. У этого пресса основание деревянное. А рядом с этой древнейшей техникой находится современная подземная система коммуникаций. Решение о прокладке коммуникаций под землей позволило сохранить общий архитектурный ансамбль монастыря. В административном здании работает выставка, где можно увидеть весь процесс восстановления святой обители.

Сейчас монастырь стал не только духовным, но и исследовательским центром. Сюда приезжают не только верующие, но и ученые со всего острова. Здесь есть конференц-зал на 500 человек, реставрационные мастерские, в которых имеется самое современное оборудование, а также лингвистический центр. В мастерских специалисты работают над древними книгами и документами, иконами и фресками.

Кроме того, в ближайшем будущем в монастыре появятся здания библиотеки. В ней будут собраны книги по истории, теологии и искусству, фотокопии старинных газет, раритетные издания. Появится также картинная галерея.


В монастыре есть лингвистический центр «Сокровища Кипрского греческого языка». Специалисты создают здесь электронные копии греческой литературы Кипра.

На Кипре много памятников старины, и небольшой монастырский комплекс, посвященный Архангелу Михаилу, занимает среди них достойное место. История Кипра не была бы полной без многочисленных монастырей и храмов, разбросанных по всему острову. Ведь именно Кипр во все времена был местом пересечения путей разных народов, их культур и вероисповеданий, представлений о мире. Древние памятники, которых так много на этом благословенном острове, доносят до нас историю не только Кипра, но и всего человечества.

   
   
© Экскурсии по Кипру с частным гидом