Праздники Кипра

   
   

Саламин

В 6 километрах к северу от Фамагусты находятся руины самого крупного античного города Кипра — Соломина (Salamis — греч.).

Этот древнейший город на протяжении двух тысячелетий был важнейшим политическим и торговым центром острова. В начале новой эры население Саламина и окрестных поселений составляло около 200 тысяч человек.

Античный Саламин

древний город саламин экскурсияСогласно мифам, город был основан героем троянской войны Тевкром. Он был сыном царя греческого острова Саламин Теламона. По возращению из Трои Тевкр был изгнан отцом с родины за то, что не уберег на войне своего брата Аякса. Он обосновался на Кипре, где рядом с покинутой древнейшей столицей острова Энкоми заложил новый город, назвав его в память о своей родине Саламином (Salamis).

О раннем периоде истории Саламина (X - VII века до н.э.) сохранилось мало исторических сведений. Известно, что в этот период город был важным торговым центром Восточного Средиземноморья. В письменных источниках Саламин впервые упоминается в VII веке до н.э. На стеле ассирийского царя Саргона (721 - 705 гг. до н.э.), найденной при раскопках в Ларнаке, Саламин указан в числе семи городов-царств Кипра, которые стали вассалами Ассирии. В последующие века, когда Кипр последовательно попадал под власть персов, египтян, а затем Птолемеев, город был центром сопротивления захватчикам. Из 17 известных нам царей Саламина Эвагор I (411 - 374 гг. до н.э.) вошел в историю как национальный герой Кипра. Он объединил кипрские царства и возглавил борьбу против персидской экспансии (см. «История Кипра» — «Правление Эвагора»).

В III веке до н.э. Саламин стал последним городом-царством острова, оказавшим сопротивление войскам Птолемея I Египетского. В 310 году до н.э. последний саламинский царь Никокреонт погиб при штурме города.

Не желая живым сдаться врагу, он со своей семьей покончил жизнь самоубийством. Два сильнейших землетрясения, в 332 и 342 годах н.э., разрушили Саламин, при этом часть города оказалась под водой. В середине IV века по указу императора Констанция, сына Константина Великого, он был заново отстроен и назван в его честь Констанцией. В Констанцию из Пафоса, также разрушенного землетрясениями, была перенесена столица острова.

Но когда в 647 году войска Арабского халифата разграбили и сожгли город, его жители оставили Констанцию и переселились в соседний Аммохостос (Фамагусту). Древний Саламин прекратил свое существование.

Археологические раскопки на территории Саламина начались уже в XIX веке. Более чем за сто лет изысканий было сделано много интересных находок, в основном относящихся к римскому периоду. Несмотря на это, большая часть города, территория которого превышает 5 квадратных кило-метров, еще не исследована.

Самым известным архитектурным памятником Саламина считается римский гимнасий, мраморные колонны которого являются символом былого великолепия Саламина. После разрушительных землетрясений 332 и 342 годов каменные колонны гимнасия были заменены на мраморные, которые и сохранились до сих пор. При раскопках в1882 году они были обнаружены лежащими на земле. Тогда же мраморную колоннаду палестры назвали «Мраморным форумом». Колонны были подняты и установлены лишь в 1955 году, и с тех пор стали одним из визуальных символов Кипра.

В середине IV века гимнасий был превращен в огромные публичные бани (термы) и стал самым значительным сооружением города. Сегодня к восточной стороне его колоннады примыкают развалины судатория (паровой ванны) и фригидария (холодной ванны), которую принимали после парной.

древний город саламин экскурсияРимские термы имели отопительную систему, водопровод и канализационную систему. Для подачи воды в город был построен акведук протяженностью около 60 километров. Его остатки сохранились к северу от монастыря апостола Варнавы. Для хранения воды была сооружена огромная цистерна, руины которой расположены к северу от центральной площади (агоры).

Другим значительным памятником Саламина является римский театр. Он расположен в 100 метрах к югу от гимнасия. Театра как и гимнасий, был построен в римскую эпоху в I веке н.э. и заброшен в IV веке.

Театр Саламина считается одним из самых больших не только на Кипре, но и во всем Восточном Средиземноморье. Его 50 рядов вмещали 15 тысяч зрителей. В центре располагались специальные места для знатных особ.

В отличие от других античных театров, строившихся на склонах холмов, театр в Саламине построен на ровном месте, в долине. Его массивная задняя стена имеет высоту более 20 метров. Но в целом театр построен в классической древнегреческой архитектурной традиции.

Главной его частью является полукруглой формы орхестра диаметром 27 метров. Здесь разыгрывались театральные представления. Орхестра обрамлена рядами сидений для зрителей. Напротив них располагалась продолговатая площадка, ограниченная сзади скеной — помещением, в котором переодевались актеры. От низкого барьера, который отделяет орхестру от зрительских мест, вверх поднимаются лестницы-сиденья, называемые театрон.

В середине орхестры обычно находился жертвенник богу Дионису (римский Вакх). Перед началом представления на нем приносились жертвы. Согласно мифам, именно благодаря Дионису, «богу, освобождающему людей от забот», появились театральные представления в древнем мире. Фридрих Ницше в «Рождении трагедии» писал о смысле древних театральных мистерий: «Форма греческого театра напоминает уединенную горную долину: архитектура сцены представляется картиной пронизанных светом облаков, созерцаемой с высоты носящимися по горам вакхантами; в этой дивной обстановке встает перед ними образ Диониса».

В 1950 годы шведская экспедиция, работавшая в Саламине, восстановила театр, и сегодня это единственное воссозданное сооружение древнего города. К настоявшему времени восстановлено 20 рядов из 50, но только два нижних ряда подлинные.

С верхних рядов театра открывается захватывающий вид на бухту и руины римской и византийской эпох. Пожалуй, ни в каком другом месте Кипра античность не воспринимается так реально, как здесь.

Христианский Соломин

Саламин — родина апостола Варнавы, основателя Кипрской Церкви. В 45 году Саламин был первым городом Кипра, в котором апостолы Павел и Варнава начали проповедь христианство. Через некоторое время Варнава в месте с племянником, апостолом Марком, вернулся на остров и продолжил проповедь в синагогах Саламина. В 62 году апостол принял мученическую кончину в окрестностях города. Сегодня на этом месте расположен монастырь в его честь.

В I веке епископом Саламина был святитель Аристон (Аристион). Впервые он упоминается в апокрифических «Деяниях апостола Варнавы» как раб, трудившийся в языческом храме. Святитель также отожествляется с Аристионом — «учеником Господним», о котором пишет в своей «Церковной истории» Евсевий Кесарийский (IV в.). Рассказы св. Аристона послужили основой для создания «Истолкования Господних изречений» епископа Иерапольского Папия.

Святитель Аристон считается покровителем кипрского селения Агиос Аристос. В небольшом уединенном монастыре (аскитирии), основанном в X веке в честь св. Созомена, сохранилась фреска, изображающая св. Аристона. Обитель находится в окрестностях деревни Потамия, к юго-востоку от Левкосии в небольшой пещере.

В Саламине около 306 года при императоре Максимиане за открытое исповедание христианской веры приняли мученическую кончину св. Аристоклий, Димитриан и Афанасий.

Священномученик Аристоклий был уроженцем города Тамасоса, где служил пресвитером местной церкви. Во время гонений на христиан при императоре Диоклетиане св. Аристоклий удалился в горы и подвизался в одной из пещер. Здесь он получил Божественное повеление идти в Саламин и принять там мученическую смерть за Христа. На пути в Саламин в городе Ледра (современная Никосия) св. Аристоклий встретил диакона Димитриана и чтеца Афанасия. Вместе они пришли в Саламин, где, взойдя на холм, открыто проповедовали христианскую веру. По приказу римского проконсула Кипра святые были схвачены и преданы мученической смерти.

После издания в 313 году Миланского эдикта гонения на христиан в Римской империи прекратились. И уже на Первом Вселенском соборе в Никее в 325 году вместе с епископом Пафоса Кириллом и св. Спиридоном Тримифунтским присутствовал епископ Саламина Геласий.

Когда при императоре Констанции Саламин стал столицей Кипра, в город из Пафоса была перенесена кафедра епископа, который с этого времени стал одновременно архиепископом Кипра.

Подвижник, чудотворец и церковный писатель святитель Епифаний Кипрский возглавил епископскую кафедру Саламина в середине IV века (см. «Остров святых» — «Золотой век Византии»). Его преемником был архиепископ Кипра Савин, также прославившийся подвижнической жизнью в начале V века.

В VI веке Александр Саламинский написал известные богословские сочинения «Об обретении Креста Господня» и «Энкомий святому Варнаве». После разрушения Саламина арабами в 648 году кафедра архиепископа была перенесена в соседний город Аммохостос (Фамагусту).

Во время раскопок в 1924 году были открыты остатки огромной базилики, в которой совершал богослужения и проповедовал св. Епифаний Кипрский. Здесь же он был погребен.

 Базилика св. Епифания, которая служила кафедральным собором Саламина, расположена недалеко от агоры у гигантской цистерны для I хранения воды. Она представляет собой вытянутое прямоугольное в плане здание. Базилика построена в римский период и использовалась, вероятно, для заседаний суда. В апсиде (полукруглом выступе) в восточной стороне здания заседали судьи. Христианам не пришлось ее перестраивать — главный зал стал нефом, а апсида, в которой разместили алтарь, была как раз ориентирована на восток. От некогда великолепной каменной колоннады, которая разделяла неф, сегодня остались только длинные ряды каменных оснований и капители пышного коринфского ордера. Но и в таком виде руины базилики производят сильное впе-чатление. Поэтому ученые назвали ее «Саламинский собор Солсбери». Базилика имела 58 метров в длину и 42 — в ширину и в свое время была крупнейшей на Кипре. Считается, что она использовалась как церковь и после разрушения города арабами.

При археологических раскопках кроме главного, кафедрального собора, были обнаружены руины нескольких небольших раннехристианских и византийских храмов.

Руины второй раннехристианской базилики Саламина находятся недалеко от древнего порта. От храма сохранились только часть стен и окон. При строительстве базилики использовался материал из более ранних римских построек. Об этом свидетельствует мраморная колонна с коринфской капителью из античного храма. В этой церкви службы велись вплоть до середины VII века, когда после разрушения арабами город был покинут жителями. Недалеко от базилики расположены руины византийской церкви. До наших дней дошла хорошо сохранившаяся апсида храма и несколько каменных бассейнов, использовавшихся, вероятно, для совершения крещения.

У дороги из Фамагусты в Саламин находится так называемая «тюрьма св. Екатерины». Она представляет собой каменный склеп, в котором, согласно преданию, в конце III века была заточена св. Екатерина, прежде чем принять мученическую смерть в Александрии в 307 году. Этот склеп был сооружен еще в VII веке до н.э. В римский период он был снабжен цилиндрическим сводом, который соорудили первые христиане, превратившие склеп в катакомбную церковь.

 Входит в состав экскурсии Северный Кипр 2

 

 

   
   
© Экскурсии по Кипру с частным гидом