Монастырь Богородицы Лесной Долины Айя-Напа.
Утопающий в зелени и разноцветных огнях курортный городок Агиа Напа с его многочисленными отелями, ресторанами и тавернами, сувенирными магазинчиками и лавчонками, гомоном туристов и урчанием автомобилей уютно расположился на живописном берегу лазурного залива Средиземного моря. После трагических событий 1974 года, прервавших бурный расцвет Фамагусты - жемчужины Средиземноморья - небольшое рыбацкое поселение Агиа Напа, что в переводе означает «святая лесная долина», быстро превратилось в популярное место отдыха. В его старой части рядом с центральной площадью и парком, где ни на минуту не затихает кипение бурной жизни, расположился древний монастырь. Его глухие мощные стены, дополненные со стороны внутреннего двора крытой аркадой, создают впечатление неприступной крепости, которая в далекие времена исторических перипетий не раз уберегала жителей города от набегов жестоких врагов. А сегодня уединенный тенистый сад и журчащие фонтаны монашеского приюта дарят утомленным жарой паломникам и туристам прохладное и умиротворенное убежище от шумной суеты улиц.
По легенде, название монастыря и его церкви связывают с чудесным обретением в начале XI столетия иконы Пресвятой Богородицы. Однажды один из жителей близлежащей деревни, охотясь в густых зарослях лесистой долины, испещренной таинственными гротами, неожиданно потерял свою собаку. Прислушавшись, он уловил глухой лай, доносившийся откуда-то из-под земли, и отправился на поиски пропавшего четвероногого друга. Вскоре охотник обнаружил беглянку в одной из пещер. Протиснувшись внутрь, он неожиданно был ослеплен потоками яркого неземного света, который излучала икона Богородицы. В наши дни, располагая историческими данными о бурной иконоборческой полемике, вспыхнувшей в Византийской империи в VIII столетии, несложно предположить, что кто-то из верующих сознательно спрятал икону в расщелине дикой скалы, чтобы сберечь христианскую святыню для будущих поколений. Ведь в те смутные времена, дабы разрушить и ослабить веру людей в чудотворное действие икон, ожесточенно уничтожались бесценные произведения церковного искусства. Кипр же, находившийся в стороне от константинопольских распрей, сохранил многочисленные иконописные и фресковые шедевры.
Весть об уникальной находке быстро распространилась по всей округе, и вскоре пещера превратилась в святое место, и потянулись сюда нескончаемые потоки паломников. Священный образ нарекли Пресвятой Богородицей Лесной долины (Агия Напа), и в дальнейшем это название распространилось и на прилегавшие к рыбацкому поселку окрестности.
В XIV веке, во времена правления династии Лузиньянов, на месте обретения иконы возвели храм в честь Девы Марии, неотъемлемой частью которого стала пещерная церковь, где несколько веков подряд сберегалась бесценная реликвия. Столетие спустя церковь окружили внушительными крепостными стенами, где и расположились монашеские кельи.
В начале XVI века, как повествует народное предание, у монастыря Пресвятой Богородицы появилась богатая покровительница.
Девушка из знатной венецианской семьи, воспротивившись настойчивому желанию родителей выдать ее замуж за нелюбимого человека, удалилась в монастырь и занялась его обустройством. Видимо, в ее бытность и был построен двухэтажный дом у северного входа в обитель и восьмиугольный фонтан, увенчанный куполом, в центре внутреннего монастырского двора. Его основание декорировано каменными гирляндами рельефных изображений. Здесь и вазы с цветами, женские лики и бородатая голова с короной, ангелы и купидоны и лев, терзающий оленя.
Рядом с беседкой-фонтаном, чей облик запечатлел элементы эпохи итальянского Возрождения, в каменном саркофаге покоятся сегодня останки знатной венецианки, которая провела в святой обители всю свою жизнь. Для монастыря это были годы расцвета и благосостояния.
Ближе к концу XVII века ситуация резко изменилась: монахини неожиданно покинули монастырь, и в течение нескольких последующих столетий он оставался мужским. По неизвестным причинам в начале XIX века монастырь был совсем заброшен. Его огромные земельные угодья сдали в аренду местным фермерам, которые, постепенно переселившись поближе к святой обители Богородицы Агиа Напы. увеличили население одноименной рыбацкой деревни, незаметно превратившейся в процветающий летний курорт.
Старинный монастырский комплекс, отразивший в своем внешнем облике влияние различных эпох, архитектурных и художественных стилей, сохранился до наших дней. Ансамбль его главного храма объединил в себе древнюю пещерную церковь, вписанную в скальный рельеф, церковь времен Венецианского правления и небольшую католическую часовню. На стенах последней и сегодня просматриваются фрагменты изображений святых-великомучениц Ирины, Екатерины и Варвары, выполненные в традициях итало-византийской школы монументальной живописи, существовавшей на Кипре в XV столетии. Священная реликвия монастыря - икона Пресвятой Богородицы Лесной долины, датируемая учеными 844 годом, - долгие столетия сберегалась в пещерном храме обители. На иконе образ Богоматери выписан в полный рост с воздетыми в молитве руками. с округлым медальоном на груди, в котором помещен лик отрока Христа, увенчанного короной. Этот иконографический тип Богородицы восходит к раннехристианской традиции и именуется Богородицей Влахернской. Этот образ Богоматери. символизирующий необоримую Защитницу Константинополя, начиная с VII столетия, получил особое почитание в Византии, а затем и на Кипре. Такое масштабное изображение Богоматери в иконописи встречается редко, но для фресковой живописи оно традиционно. Образ Богородицы Влахернской с древних времен располагали в алтаре в конце апсиды.
В конце прошлого столетия, когда рядом со святой обителью завершилось строительство новой церкви, чудотворную икону Богородицы Агиа Напы перенесли в новый храм, а для пещерной церкви древнего монастыря был создан список с древней иконы. Размещенный справа от алтаря, он украшает старинную пещерную обитель. Рельефный серебряный оклад, инкрустированный цветными каменьями и медальонами с образами избранных святых, покрывает сегодня священную реликвию. По легенде, он был подарен монастырю в середине прошлого столетия семьей из Фамагусты после знаменательного для них события: явления им во сне Пресвятой Девы Марии.
Народная молва сберегла до наших дней еще одно предание, повествующее о живительном источнике, журчащем в северной части старинной церквушки. Однажды, как гласит легенда, морские разбойники захватили город. Жители, спасаясь от пиратов, укрылись за внушительными монастырскими стенами. Потянулись мучительные дни ожиданий. Из-за нехватки воды люди начали умирать. С молитвами и мольбой о помощи обратились они к Деве Марии, и свершилось чудо. Измученным жаждой людям явилась Пресвятая Богородица и указала место в глубине пещеры, где тихо струился источник святой воды. Впоследствии там был сооружен колодец, вода в котором не иссякает и поныне.
Главным входом в монастырь по-прежнему служат его южные ворота, устоявшие во всех невзгодах, начиная с ХГУ века. Тремя аркадными проходами они открываются внутрь монастырского двора. Их каменная кладка простая, но прочная, без каких-либо украшений. Северный же портал и примыкающее к нему двухэтажное здание тщательно декорированы. Овальные окна строений, стрельчатые арки, ажурная веранда, геральдическая символика, небольшой фонтанчик в форме головы дикого кабана убедительно свидетельствуют о влиянии венецианской архитектуры. В северо-восточной части монастыря сохранились до наших дней самые древние постройки святой обители - монашеские кельи, которые уже в те далекие времена были оборудованы водопроводом и канализацией.
У входа в монастырь широко раскинуло свою густую крону огромное дерево, посаженное, как гласит народная молва, в годы основания обители святой Пресвятой Богородицы Агиа Напы. Это фикус сикоморус – разновидность инжирного дерева, родиной которого считается Эфиопия. Большая разлапистая смоковница - еще одна восхитительная деталь, оттеняющая красоту и подчеркивающая седую древность святой обители.