Праздники Кипра

   

Монастырь Ставровуни

Монастырь Ставровуни фото

Не только паломника — любого туриста, отдыхающего в курортном районе Ларнаки, привлекает величественная гора, одиноко возвышающаяся над окрестными равнинами. В лучах заходящего солнца она кажется таинственной и неприступной. С древних времен ее называли Олимпом. По ней ориентировались мореплаватели. Сегодня эта гора называется Ставровуни. Здесь, на высоте 700 метров над уровнем моря, находится старейший на острове монастырь Ставровуни (Stavrovouni). Словно отстранившись от мира, стоит эта обитель на вершине горы. Ее стены вырастают из крутого утеса, и вся она, кажется, устремлена в не-бесную высь. Вот уже много веков хранится здесь бесценная христиан-ская реликвия — частица Честного Креста. Отсюда и название монастыря: «Ставровуни» в переводе с греческого — «гора Креста».

Обретение святыни

Монастырь Ставровунисвятая елена мозаика Монастырь СтавровуниМонастырь Ставровуни расположен в 43 километрах к юго-западу от Ларнаки (дороги А5, В1 и F106), на вершине одного из холмов восточных окраин Троодосского горного массива. Согласно преданию, монастырь был основан в IV веке св. равноапостольной Еленой, матерью св. Константина, во время ее возвращения из Иерусалима после обретения Честного Креста.

Подробности обретения св. Еленой этой великой христианской святыни известны нам во многом благодаря историку Евсевию, епископу Кесарийскому (ок. 260 - 340 гг.), сопровождавшему императрицу. Но помимо свидетельств Евсевия, как всякое значительное мистическое событие многовековой давности, это путешествие обросло многочисленными мифами и легендами. Согласно Евсевию Кесарийскому, паломническая экспедиция св. Елены в 326 году нашла и расчистила место Голгофы, а также орудие казни Иисуса Христа — Животворящий Крест, два креста, на которых были распяты вместе с Христом разбойники, и гвозди, которыми Спаситель был пригвожден к кресту. Поскольку невозможно было точно установить, на каком кресте был распят раскаявшийся разбойник, св. Елена приказала поменять местами перекладины обоих крестов, так чтобы в каждом была часть креста раскаявшегося разбойника. По ее повелению на месте Голгофы и погребения Христа были заложены храм Гроба Господня, храм Рождества Христова в Вифлееме и другие храмы на востоке империи.

Монастырь Ставровуни фотоглавный храм Монастырь СтавровуниСогласно же устному преданию, записанному в 1106 году русским паломником игуменом Даниилом, при возвращении со Святой земли в Константинополь корабли царицы Елены попали в шторм и остановились на острове Кипр. Уставшие мореплаватели погрузились в глубокий сон, а когда проснулись, обнаружили, что Честной Крест исчез. После долгих поисков они увидели его парящим над одной из горных вершин. Ангел Господень, явившийся во сне св. Елене, повелел свергнуть с горы стоявшие там языческий храм и идола и заложить на этом месте христианскую церковь. Кому именно был посвящен стоявший на горе языческий храм, точно неизвестно — различные источники называют Афину, Афродиту и Зевса. Последнее более вероятно, учитывая древнее название горы: на греческом Олимпе, как известно, пребывали боги во главе с Зевсом. По приказанию царицы колоссальную статую языческого божества низвергли, а на месте языческого капища воздвигли храм. Св. Елена пожертвовала новому храму часть Животворящего Креста Господня и один из крестов разбойников. Впоследствии вокруг храма возник монастырь Святого Креста — Ставровуни.

главный храм внутри Монастырь Ставровуникрест животворящий Монастырь Ставровуни КипрНесмотря на то, что о пребывании св. Елены на Кипре мы знаем только изустных преданий, это могло быть вполне реальным фактом. Кипр — самое подходящее место для остановки на пути в Святую землю, до которой отсюда 105 километров. Большинство паломников последующих веков, отправлявшихся в Святую Землю морем, останавливались здесь. Об этом имеется множество письменных свидетельств. Кроме того, решение св. Елены оставить на острове несколько частиц Животворящего Креста тоже вполне обоснованно. Шел 326 год. Мир был почти полностью языческим. Прошло всего 13 лет после Миланского эдикта, прекратившего гонения на христиан, и (Церковь только выходила из катакомб. Кипр был одним из важнейших центров языческого мира, и императрица Елена, оставляя на острове часть святыни, быть может, таким образом хотела помочь христианизации острова.

Дальнейшая история обители

С тех давних времен над монастырем Ставровуни, как и над всем островом, пронеслось много бурь и бед. И многовековая история монастыря столь же драматична, как и история острова. Первые письменные упоминания об обители содержатся в византийской хронике 1092 года. Вскоре после этого, в 1106 году, монастырь посетил «игумен земли русской» Даниил. В своем «Хождении...» он описал главный храм, «где царица Елена поставила большой кипарисовый крест на изгнание бесов и на исцеление всяких недугов... Бывают у этого креста знамения и чудеса. И тут недостойный аз поклонился святыне и видел очами своими грешными благодать Божию, сушу на месте том.

ропись купола Монастырь Ставровуни КипрПоследующие письменные сообщения о Ставровуни относятся к эпохе правления на острове династии Лузиньянов (1192 -1489 гг.). Православные монахи подвизались в Ставровуни вплоть до середины XIII века, затем латинские власти передали обитель монахам Ордена бенедиктинцев. Как свидетельствует средневековый кипрский историк Леонтиос Махерас, в 1426 году, во время нашествия египетских мамелюков, монастырь был почти до основания разрушен. Тем не менее, бенедиктинцы оставались в нем до 1474 года, после чего в Ставровуни вернулись православные монахи. В середине XV столетия русский монах Варсонофий так писал о своем пребывании на Кипре: «В Кипреском же острове ходил на гору, на ней же постави св. Елена крест благоразумного разбойника». С 1521 по 1570 год монастырь одновременно населяли католические и православные монахи»/

После захвата Кипра турками в 1571 году Ставровуни был снова разрушен и несколько лет оставался заброшенным местом, где обитали лишь совы да летучие мыши.

Монастырь Ставровуни церковь всех святых КипраМонастырь СтавровуниНо в 1588 году православные монахи снова поселились в обители, а с 1660 года началось ее восстановление. К началу XVIII века братия стала уменьшаться. В 1727 году русский монах-паломник Василий Григорович-Барский рассказал в своих путевых заметках о двух затворниках, живших в запущенных помещениях Ставровуни. «Иноков там токмо два неисходно сидят, церковного ради пения, прочие же в подворьях монастырских, внизу горы — поскольку на горе ничего нет, токмо камень сух и земля неудобна к сеянию, и главное, нет воды, и от дождя собираемую пьют».

Когда в 1821 году в Греции началось антитурецкое восстание, жестокие репрессии турецких властей коснулись и Кипрской Церкви. В этот период монахи, укрывавшиеся в тайном склепе монастыря, были обнаружены и зверски убиты турками.

В самом начале британского правления (1878 - 1960 гг.) из-за отсутствия средств обитель покинули монах Дионисий Христидис и четверо его учеников. В 1888 году монастырь был уничтожен пожаром. Однако уже год спустя Дионисий вновь образовал на пепелище монашескую общину. При нем в монастыре и был принят строгий афонский устав, которого братия неукоснительно придерживается до сих пор. В ризнице Ставровуни хранятся написанные отцом Дионисием иконы св. Иоанна Предтечи и св. Иоанна Богослова.

Святой Крест монастыря Ставровуни также прошел через множество испытаний. Как рассказывает предание, признанное на Кипре как факт, св. Елена вложила частицу «священного древа» в центр креста разбойника. В самой ранней, сохранившейся с 1106 года записи о Ставровуни говорится, что на вершине горы раскачивается на ветру чудо-крест из кипариса, и способен он излечивать от любой болезни, а поддерживает его в воздухе сам Святой Дух.

В1426 году крест разбойника похитили мамлюки, однако спустя некоторое время он чудом оказался на прежнем месте. Правда, потом святыня снова пропала: крест благоразумного разбойника стал добычей «разбойников неблагоразумных», польстившихся на позолоченный оклад святыни- «Никто не знает, что сделали турки со Святым Крестом», — с горечью писал в 1598 году чешский паломник Криштоф Харант. А частичку Креста Господня долго хранили в ларце, покрытом серебром и золотом. Он остался Пленным после пожара 1888 года, когда огонь уничтожил стены монастыре, церковный иконостас и кельи.

Монастырь сегодня

Главная монастырская святыня — рукотворная деревянная Голгофа и на ней небольшой, чуть более метра в высоту, кипарисовый Крест, обложенный богатым серебряным окладом, с частицей Святого Животворящего Креста Господня. Он находится в главном монастырском храме в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста, в южной части правого яруса иконостаса. Храм украшен фресками, повествующими об истории монастыря. Одна из центральных тем росписей — история обретения Креста Господня св. Еленой.

Монастырь Ставровуни в плане имеет форму четырехугольника, тремя сторонами выходящего на самый край скалистого обрыва. Стены монастыря, сложенные из коричневого местного камня и прорезанные небольшими окнами, кажутся непосредственным продолжением скалистой вершины и поражают своей неприступностью.

После многочисленных разрушений от первоначальных строений остался только фундамент, а нынешние относятся к XVIII веку.

На стенах видны небольшие таблички с надписями, которые теперь с трудом читаются. В них описываются основные события и даты истории монастыря. Маленький внутренний двор кажется слишком тесным для главной монастырской церкви византийского купольного типа и трехъярусной колокольни XIX века. В первом ярусе главного монастырского корпуса расположена небольшая церковь свв. Константина и Елены. К югу от главного корпуса находится здание библиотеки — в ней несколько тысяч томов, в том числе рукописные книги и печатные издания XVI - XIX веков. С севера к библиотеке пристроена часовня в честь св. Николая, а с юга — новый храм в честь св. Спиридона Тримифунтского.

Из главного храма узким темным коридором братского корпуса можно пройти к небольшой террасе позади храма. Отсюда открывается потрясающий вид на остров, находящийся, кажется, где-то далеко внизу.

Только стоя на терассе окончательно осознаешь, что само место, на котором построен монастырь, обладает особой благодатью. Сложно передать чувства, которые появляются здесь. Вспоминается притча о старом французском крестьянине, который часами сидел в церкви, возможно даже и не молясь, и когда кюре спросил его, что он делает, крестьянин ответил: «Я гляжу на Него, Он глядит на меня, и нам хорошо вместе».

Вот это ощущение возможности пообщаться с Богом не нарушая тишины словами — главное, что поражает на Ставровуни.

С террасы можно спуститься к руинам древнего языческого храма. Тропинка, ведущая к нему, так узка, что идти по ней придется только в одиночку, и то тесно прижавшись к стене храма, так как под ней, круто обрываясь, уходит вниз огромная скала.

Монахи следуют строгим правилам, подобным тем, что действуют на Горе Афон. Вход женщинам на территорию монастыря запрещен. Но на небольшой площади перед входом в монастырь возведена часовня, освященная в честь Всех Святых, на Кипре просиявших, в которой они могут поклониться деревянному кресту с частицей Животворящего Креста Господня.

Несмотря на очень строгий монастырский устав, по которому живет братия монастыря (до 1984 года здесь не было ни водопровода, ни электричества, ни телефона), большинство монахов искренни и приветливы. Они с пониманием относятся к посетителям монастыря, когда те, переполненные впечатлениями, рассеянно блуждают по его территории. Монахи готовы помочь в любой ситуации, охотно показывают достопримечательности обители и не мешают мирским людям пытаться «общаться с небесами».

Свободное от богослужений время братия посвящает иконописи, огородничеству и пчеловодству. Монастырь славится великолепным ладаном, который стоит купить в лавке перед входом в монастырь, доступной для всех.

Особенно много паломников стекается в обитель 14 сентября — в день празднования Воздвижения Креста Господня.

Кто бы ни посещал это удивительное место — отрешенный паломник или любопытствующий турист, большинство покидает его с необъяснимым чувством, которое, возможно, лучше всего выразил св. Иоанн Златоуст: «То именно и извратило всю вселенную, что мы думаем, будто только монашествующим нужна большая строгость жизни, а прочим можно жить беспечно».

   
   
© Экскурсии по Кипру с частным гидом