Главная христианская святыня Ларнаки — церковь св. Лазаря (Agios Lazaros) — находится на площади Агиу Лазару (pi. Agiou Lazarou) в двух кварталах к западу от набережной. Это место почитаемо христианами всего мира: здесь находится гробница и часть мощей св. Лазаря Четверодневного, епископа Китийского — того самого, которого Христос воскресил из мертвых спустя четыре дня после кончины.
Воскрешение Лазаря
Иисус Христос любил Лазаря и называл его своим другом. Он часто бывал в доме его сестер Марии и Марфы в небольшом селении в Вифании. Когда Лазарь умер, Иисус с учениками находился в Иудее. Почувствовав смерть друга, он сказал ученикам: «Лазарь, друг наш; уснул, но я иду разбудить его» (Ин 11:14). И они отправились в Вифанию, где нашли пещеру, в которой был похоронен Лазарь. Далее Евангелие от Иоанна повествует следующее: «Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! Уже смердит: ибо четыре дня; как он во гробе. Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что если будешь веровать, увидишь славу Божию? Итак, отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! Благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня, но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет. Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него. А некоторые из них пошли к фарисеям и сказали им, что сделал Иисус» (Ин 11:39-46). Воскрешенный Лазарь прожил еще три десятка лет, проповедуя Слово Божие. А на Кипре он оказался потому, что после воскрешения стал гоним на своей родине.
Святой Лазарь — епископ Цитиума (Ларнаки)
Воскрешение Лазаря в Вифании возмутило иудейских первосвященников и фарисеев. Они жаждали его смерти, чтобы уничтожить живое свидетельство чудотворной силы Христа. Согласно одной из версий, Лазарь был отведен на морское побережье у Яффы, посажен в лодку без весел и отдан на волю волн. Божественным произ-волением лодку течение прибило к южному берегу Кипра, недале-ко от Цитиума (так при римлянах называлась Ларнака). По другой версии св. Лазарь, спасаясь от расправы, вынужден был бежать и вместе с учеником Господним Максимином и св. Келидонием, слепым, исцеленным Христом, отправился на Кипр, до которого от Палестины всего 105 километров.
Эти события произошли в 33 году. А через 12 лет, во время Первого миссионерского путешествия, апостол Павел и апостол Варнава, проповедуя на Кипре, посетили Цитиум. Здесь они встретили св. Лазаря и рукоположили его в епископы Цитиума. Возможно также, что в сан епископа он был возведен позже, в 46 году, апостолами Варнавой и Марком, когда они после размолвки с апостолом Павлом вернулись на Кипр.
В течение 18 лет (45 - 63 гг. н.э.) св. Лазарь был первым епископом Цитиума. С его пребыванием на Кипре связаны различные предания. По одному из них после воскрешения св. Лазарь никогда не улыбался. И только однажды заметив, что кто-то крадет горошек, улыбнулся и сказал: «Глина крадет глину».
Согласно другому преданию — «Сказанию о Земной жизни Пресвятой Богородицы», изданному в XIX веке русским монастырем св. Пантелеймона на Святой Горе Афон в Греции, Пресвятая Богородица по просьбе св. Лазаря посетила Кипр. Св. Лазарь, говорит предание, очень хотел увидеть Богородицу, но опасаясь расправы, не мог вернуться в Палестину и был вынужден остаться на острове. Божия Матерь решила сама побывать у Лазаря и, покинув пределы Палестины, в сопровождении апостола Иоанна Богослова и других спутников отправилась в путешествие по Средиземному морю. «Уже немного оставалось пути до Кипра, как вдруг подул сильный противный ветер^ и корабельщики, при всех усилиях и искусстве, не могли справиться с кораблем. Ветер, крепчая, перешел в бурю; и корабль, не кушаясь земного кормчего, отдался указанию перста Божия и понесся I в сторону от Кипра. Увлеченный силою бури в Эгейское море, он быстро I промчался между многочисленными островами архипелага и без повреждения и малейших потерь пристал у берегов Афонской горы. Когда корабль приблизился к Святой Горе, языческие храмы рухнули, а идолы возвестили о прибытии на Афон Богородицы. Все, кто видел это чудо, уверовали и приняли христианство, а Афон с тех пор стал земным уделом Богородицы».
На обратном пути в Иерусалим Божия Матерь исполнила просьбу св. Лазаря посетить Кипр и благословила созданную апостолами местную Церковь.
После кончины, последовавшей в 63 году, св. Лазарь был погребен в городском некрополе, позже получившем название «Ларнакс» — что в переводе с греческого языка означает «гроб, саркофаг». Надпись на мраморной гробнице святого гласила: «Четверодневный Лазарь, друг Христов». Могила св. Лазаря издревле почиталась христианами. В раннехристианский период над ней была построена маленькая часовня.
Обретение мощей святого Лазаря
Через несколько столетий часовня разрушилась, и местонахождение гробницы св. Лазаря и его мощей было утрачено.
Мраморный саркофаг с мощами был обнаружен в 890 году при проведении строительных работ на месте античного некрополя Ларнаки. Византийский император Лев VI Мудрый приказал доставить мощи в Константинополь, разрешив оставить на месте саркофаг. Это было обычным делом — византийские императоры собирали в столице мощи всех важнейших святых. Но жители Цитиума оставили в городе небольшую часть мощей. Впрочем, некоторые историки до сих пор отрицают это.
В Константинополе святыня хранилась в серебряной раке в храме св. Лазаря, возведенном еще до обретения мощей императором Василием I Македонянином (877 - 886 гг.).
Дата переноса мощей праведного Лазаря в Константинополь стала праздничным днем в церковном календаре: его память празднуется 30 октября (по новому стилю). После разграбления Константинополя в 1204 году крестоносцы вывезли «константинопольскую» часть мощей в Марсель.
Церковь святого Лазаря
Император Лев VI Мудрый в 890 году выделил средства на строительство нового храма над местом обретения мощей св. Лазаря. В возведенной церкви сохранялась гробница и часть мощей святого.
Первоначально церковь св. Лазаря представляла собой трехнефную, трехкупольную базилику, построенную в классическом византийском стиле. Но впоследствии она неоднократно перестраивалась: купола церкви несколько раз разрушались землетрясениями и затем отстраивались по новым проектам.
В период венецианского правления церковь принадлежала монастырю монашеского Ордена бенедиктинцев, о чем сегодня у северного входа в храм напоминает пятикрестная эмблема — так называемый «Иерусалимский крест», а в небольшой часовне, примыкающей к алтарю, до сих пор сохранившийся маленький католический алтарь.
После захвата Кипра турками в 1571 году, когда города острова грабились и разрушались захватчиками, а многие христианские святыни либо вывозились, либо прятались местными жителями в укромных местах, хранившаяся в Ларнаке часть мощей св. Лазаря на долгое время бесследно исчезла. Сам храм св. Лазаря при оттоманском правлении был превращен в мечеть, и три главы, венчавшие его, полностью разобраны. Но в 1589 году православные христиане выкупили храм св. Лазаря у турок. В этом не было ничего необычного: таким способом в период османского владычества Кипрской Церкви удалось вернуть многие храмы и монастыри.
Пока храм св. Лазаря находился на окраине города, то он функционировал как монастырь. Но к началу XVIII века город разросся, и церковь, оказавшись в его черте, становится православным кафедральным собором Ларнаки. За весь период турецкого владычества она была единственной на Кипре церковью, где был разрешен колокольный звон. При этом за неимением колокольни (их строить турки разрешили только в 1856 году) колокола были прикреплены к деревянным столбам, стоящим на постаментах.
Русский путешественник В. Григорович-Барский во время своего пребывания на Кипре и посещении церкви св. Лазаря в 1727 году описывает ее как огромный, высокий храм, сооруженный на большие деньги, «как какой-нибудь царский дворец». Барский пишет, что в храме под алтарем в небольшой пещере находится гробница, в которой ранее хранились мощи св. Лазаря. Где были сами мощи в это время, он выяснить не смог, но отметил, что эта гробница в большом почете у христиан.
В. Григорович-Барский сделал и зарисовки церкви св. Лазаря. Как мы уже говорили, его рисунки кипрских церквей — золотой фонд для современных реставраторов. Но, к сожалению, церковь св. Лазаря на этих рисунках изображена уже в своем нынешнем виде. Незадолго до его посещения церковь была перестроена и отреставрирована. С юга к ней пристроили большую открытую галерею. А четырехъярусная колокольня у юго-восточной стены церкви была возведена уже в 1857 году.
Несмотря на поздние перестройки, сегодня церковь св. Лазаря представляет собой один из наиболее ярких образцов византийской архитектуры на Кипре.
Главное украшение интерьера церкви — многоярусный резной деревянный иконостас, выполненный в XVIII веке, один из самых впечатляющих образцов резьбы по дереву на Кипре. Работа над изготовлением иконостаса заняла у выдающегося кипрского мастера Хаджисавваса Талиадороса девять лет — с 1773 по 1782 годы. 120 икон для иконостаса были написаны в 1793 - 1797 годах.
Необходимо отметить также несколько замечательных икон в храме св. Лазаря. На правой колонне у южного входа висит великолепная икона «ХрИстос воскрешает Лазаря». На северном столпе в центре храма находится написанная в XVIII веке в России икона Божией Матери «Одигитрия».
На южной стене храма, у самой алтарной преграды, висит большая, очень хорошего письма икона — Лазарь в сане епископа Китийского. Он изображен на ней в епископском кресле, по бокам — его сестры Мария и Марфа.
В 1972 году, когда шли реставрационные работы, в пещере под алтарем, под тем самым пустым саркофагом, который, возможно, имел в виду В. Григорович-Барский, был найден другой саркофаг, в котором сохранилась часть мощей св. Лазаря. Для мощей был специально изготовлен позолоченный серебряный ковчег в виде архиерейской митры и устроена резная позолоченная рака (гробница) с сенью и небольшим византийским куполом, увенчанным крестом. Сегодня мощи св. Лазаря выставлены для всеобщего поклонения в центре храма у южной колонны.
Вход в подземную часть храма к гробнице св. Лазаря находится в южной части солеи. Несколько каменных ступеней ведут в невысокую полутемную подалтарную часть, перекрытую современным бетонным сводом. Здесь стоят два каменных саркофага, в одном из них находились мощи св. Лазаря. На его восточной стороне и сегодня можно разобрать надпись «Друга» греческими буквами.
У восточной стены при входе в подземное помещение течет святой источник.
В благодарность за исцеление к гробнице и иконе св. Лазаря в храме приносят отлитые из воска фигурки людей и частей тела. Купить свечи можно на соседней улице в свечной мастерской, к северо-востоку от храма св. Лазаря. В ней изготавливают восковые фигурки и свечи: от обычных до огромных, праздничных, высотой более метра и несколько сантиметров в диаметре.
Византийский музей церкви святого Лазаря
Слева от храма, в помещениях бывшего монастыря, расположен небольшой церковный музей, посвященный многовековой истории храма. В его экспозиции представлены древние иконы, церковные облачения и утварь. Здесь хранится редкий образ св. Лазаря, написанный в XII веке, и где святой изображен в архиерейском облачении. На другой древней иконе, сильно пострадавшей от пожара, чудесным образом сохранилось I изображение св. Лазаря, правой рукой благословляющего императора, а в левой держащего Евангелие.
Справа от храма находится небольшой церковный магазин. Здесь кроме традиционного, коммерческого набора икон и сувениров можно купить уникальный диск с записью кипрской духовной музыки, сделанной в храме св. Лазаря.
Церковь св. Лазаря сыграла значительную роль в социальной жизни Ларнаки. С XVIII века до середины XX века она являлась религиозным, национальным и образовательным центром города. Как пишет кипрский историк Н. Кириазис в книге «Город Ларнака в свете исторических документов»: «Не многие церкви на Кипре являют такую разнообразную деятельность, какую явила церковь св. Лазаря. Она основывала и поддерживала школы, заботилась о больницах и кладбищах, помогала бедным, защищала интересы горожан, помогала всем нуждающимся». Столетиями посещение этой церкви было обязательной частью паломничества на Святую землю. Об этом свидетельствуют как многочисленные средневековые источники, так и католический монастырь Терра Санта в Ларнаке, основанный специально для паломников.
Храм св. Лазаря и сегодня важнейший духовный центр города. Крещения и бракосочетания наполнены здесь особым значением. Каждый приходящий ощущает себя в нем частью православной культуры.
При церкви действует Русский Православный центр.
Св. Лазарь считается покровителем Ларнаки. В субботу накануне Вербного воскресенья город празднует Воскресение Лазаря. По улицам города следует Крестный ход, участники которого несут иконы святого.