Праздники Кипра

   
   

kiti.ageloktistis2Деревня Кити (Kiti) расположена в 11 километрах к юго-западу от Ларнаки. В ее названии слышны отголоски древнего имени Ларнаки — Китиона. В центре деревни находится церковь Панагия Ангелоктистос (Panagia Angeloktistos) — «созданная ангелами»: по легенде, первый храм на этом месте был возведен ангелами в одну ночь. Всемирную известность церкви в Кити принесла уникальная мозаика, сохранившаяся в своде алтарной апсиды церкви. Она датируется концом VI века и считается одним из лучших дошедших до нас образцов ранневизантийской мозаики. К счастью, она, как многие и многие мозаики и фрески в Византийской империи, не была уничтожена в период иконоборчества, быть может потому, что Кипр находился в стороне от этих драматических событий.

Сегодня церковь Панагия Ангелоктистос представляет собой крестово-купольную византийскую базилику, построенную в XI веке на руинах раннехристианской церкви VI века. В XII веке с северной стороны к ней был пристроен придел в честь свв. бессребреников Косьмы и Дамиана, расписанный веком позже. А в XIII веке на средства семьи Жимбеле, владевшей землями вокруг деревни, с южной стороны храма возвели латинскую (франкскую) часовню — об этом свидетельствует фамильный герб над входом в нее.

В XI веке при строительстве базилики в нее была включена апсида (алтарный выступ) от раннехристианской церкви, на которой находилась знаменитая китийская мозаика.

Богоматерь с Младенцем изображена на ней стоящей во весь рост. Слегка приглушенный золотистый фон оттеняет фигуру Богоматери, одетой в фиолетовую тунику и пурпурный мафорий. Конец покрывала, словно

задетый легким ветром, слегка отходит от одежды. На Ее руках — благословляющий Богомладенец в золоченой одежде. Спокойное и немного грустное лицо Богоматери обращено к земле, которой Она передает своего Божественного Сына. Невдалеке изображены два архангела — склонившись к Богоматери, они как бы желают проникнуть в тайну Боговоплощения. Светлые одежды архангелов с легкими складками напоминают облака. Над мозаикой сохранилась древняя надпись, которую в VI веке писали около икон Богоматери, — НАГIА MAPIA («Святая Мария»). Колорит мозаики, богатейшие орнаменты производят чарующее впечатление.

Эта мозаика являет собой великолепный пример византийского искусства. Ее сравнивают со знаменитыми мозаиками храмов Равенны в Италии. Кроме Кити и Равенны, мозаики VI века сохранились только в Синайском монастыре св. Екатерины (Египет), в церкви св. Димитрия в Фессалониках (Греция) и в соборе св. Софии в Стамбуле (ныне мечеть Айя София).

В 1895 году Китийскую мозаику обследовал, сфотографировал и описал русский археолог Я. И. Смирнов. Высочайше учрежденный Комитет попечительства о русской иконописи в 1907 году заказал художнику Н. К. Клюге акварельную копию мозаики. Впоследствии она была приобретена и опубликована в 1911 году в «Известиях Русского археологического института в Константинополе». О Китийской мозаике писал в своей книге «Иконография Богоматери», изданной в начале XX века, историк и искусствовед академик Н. П. Кондаков.

В 1952 году при реставрации храма мозаика была раскрыта от позднейших наслоений.

В иконостасе церкви, созданном в XVIII веке, есть несколько хорошо сохранившихся икон, относящихся к X - XII векам. Особенное впечатление производит образ Архистратига Михаила (XI в.). А слева от царских врат сохранился редкий образ великомучеников Георгия Победоносца и Димитрия Солунского. Они написаны вместе, на одной доске, в образе конных воинов. Св. Георгий поражает копьем лежащего у ног коня змея.

В латинской часовне, примыкающей к храму, сегодня открыт небольшой музей византийских икон и церковной утвари.

   
   
© Экскурсии по Кипру с частным гидом