Деревня Менико
Деревня Менико (Meniko) расположена в 40 километрах к западу от Никосии у берегов речки Акакии. Это место было известно еще с античных времен. На территории села раскопано святилище VI века до н.э. Оно было посвящено главному карфагенскому божеству Ваалу-Амону — покровителю земледелия. Эта находка свидетельствует о связях античного Кипра не только с Ближним Востоком и Грецией, но и с мощным античным государством-соперником Рима — Карфагеном, находившимся на территории современного Туниса.
Церковь священномученика Киприана (AgiosKyprianos)
Первые письменные упоминания о Менико встречаются в средневековых источниках. К этому же времени относится и строительство главной деревенской церкви, посвященной священномученику Киприану. Современная церковь была построена на месте более ранней византийской базилики по указу знаменитого короля Кипра Петра (Пьера) I Лузиньяна (1359 - 1369 гг.). Как свидетельствует историк Леонтий Махера, король, страдая тяжелой лихорадкой, по совету придворных посетил Менико и, выпив воды из целебного источника, текущего в храме, исцелился. Тогда он приказал разобрать старый храм до основания, а в новом устроить специальное место для поклонения мощам.
Современный храм священно-мученика Киприана представляет собой двухнефную базилику, северный неф которой и есть тот самый храм, построенный по велению короля. И сегодня у края апсиды этого нефа течет целебный источник, из которого исцелился Пьер I, а на его стенах частично сохранились фрески XIV века.
В 1846 году северный неф был удлинен, а спустя несколько лет к нему был пристоен южный неф. То есть фактически храм состоит из двух церквей, пристроенных друг к другу. Изящная колокольня, выполненная под явным влиянием итальянской архитектуры, была возведена в 1913 году.
Во внутреннем убранстве храма доминирует прекрасный резной иконостас северного нефа, изготовленный в 1818 году. Самые ранние иконы, украшающие иконостас, относятся к XVI веку. Это образы Христа и Богородицы Одигитрии.
Чудотворная икона священномученика Киприана была создана кипрским иконописцем Давидом в 1613 году. Серебряный позолоченный оклад иконы в 1800 году выполнил знаменитый мастер Иоаннис Корнарос.
К XVII веку относятся и две малые иконы святителя Николая и св. Феодора Стратилата. На последней сохранилось интересное историческое свидетельство эпидемии чумы на острове: «Началось моровое поветрие в Никосии месяца февраля 6 дня 1693 года». Остальные иконы храма относятся к XVIII - XIX векам. Большая часть их выполнена иконописцами монастыря св. Ираклидия. Среди икон XVIII века стоит отметить уникальную икону со сценами четырех праздников работы 1783 года и иконы Тайной Вечери, Положения во гроб, Деисуса, апостола Андрея и Праведных Иоакима и Анны. В манере исполнения икон XIX века проявилось выраженное влияние западноевропейского искусства (великомученица Ирина, Иоанн Богослов и др.).
Главная святыня храма — частицы честных глав свв. Киприана и Иустины, заключенные в серебряный позолоченный мощевик работы 2002 года, на крышке которого находится иконописное изображение святых. В храме также находится ковчежец работы 1805 года, в котором ранее хранились частицы мощей свв. Киприана и Иустины.
Воду из целебного источника, которой был чудесно исцелен не только король Пьер I, но и множество верующих, сегодня можно взять в специальной купели во дворе храма.
Как и в большинстве кипрских деревень, в Менико помимо главного храма находится несколько церквей, построенных в разные временные периоды. Среди них стоит отметить небольшую церквушку «Мати чад», названную так по чудотворной иконе Пресвятой Богородицы «Мати (матери) чад». Перед этой иконой верующие молятся Богородице об исцелении ослабленных и больных детей. Сегодня чудотворная икона хранится в церкви священномученика Киприана. Внизу иконы, по своему типу относящейся к Одигитрии (Путеводительнице), изображен довольно необычный сюжет ритуального сна больного в пещере. Дело в том, что еще у древних греков тяжелобольных в надежде на исцеление помещали в храм бога врачевателей Асклепия. Позднее этот обычай перешел в христианство — больные ложились спать в храмах, известных своими чудесными исцелениями. Обычай этот в некоторых местах существует и до сих пор, но что именно за пещеру имел в виду художник, писавший икону, неизвестно.
В иконостас небольшой часовни св. Георгия сегодня включеныцарские врата великолепного качества работы из старинного иконостаса XVI века церкви священномученика Киприана. В нише северной стены часовни находится местночтимая икона св. Георгия.
На юго-востоке деревни расположена маленькая церковь преп. Андроника и Афанасии. Внешне это строение, покрытое черепичной крышей, напоминает знаменитые троодоские «церкви под крышей».
Чтимая икона преп. Андроника и Афанасии также находится в храме священномученика Киприана.
Священномученик Киприан и святая мученица Иустина
Свв. Киприан и Иустина родились и жили в III веке в крупнейшем ближневосточном городе того времени Антиохии Сирийской.
Св. Киприан получил блестящее общее и философское образование. Он был человеком духовного поиска и с молодости увлекся серьезным изучением жреческой магии. С ее помощь он надеялся получить ответ на мучившие его вопросы мироздания. Со временем, овладев большой магической силой, он стал главным жрецом Антиохии. К нему за помощью в самых различных ситуациях обращались сотни жителей города и окрестностей. Для достижения результата Киприан считал возможным использование любых магических приемов, в том числе и так называемой «черной» магии.
Св. Иустина была дочерью языческого жреца Едиссия и получила соответствующее духовное образование. Но как-то раз услышав христианского проповедника Праилия, она была поражена его рассказом о Христе и стала его ученицей. Через некоторое время страстная убежденность дочери настолько подействовала на родителей, что и они приняли христианство. Более того, ее отец Едиссий даже стал пресвитером Антиохийской Церкви.
Однажды местный богатый повеса Аглаид, воспаленный красотой Иустины, предложил ей стать его супругой. Но Иустина, принявшая обет девственности, ответила отказом. Тогда Аглаид обратился со своей бедой к Киприану и просил его с помощью магии склонить Иустину к замужеству.
Но никакие магические действия Киприана ничего не смогли сделать с защищенной верой и молитвой Иустиной. Тогда Киприан, разъяренный своим бессилием, стал лично мстить Иустине, пытаясь наслать порчу на ее дом и родных. Но Иустина отмолила и эти его нападки. Вера и сила простой девушки произвели потрясающее впечатление на знаменитого колдуна. Осознав всю ничтожность магии перед силой Христа, он пришел с раскаянием к местному епископу Анфиму и через некоторое время был крещен.
Крещение изменило жизнь Киприана. Он обрел в христианстве новый смыл жизни и все свои огромные духовные силы отдал на служение Богу. Более того, став христианином, он получил способность избавлять людей от действия тех самых демонических сил, которые ранее использовал в своей магической практике. Через десять лет он был назначен епископом на место скончавшегося Анфима и в этом сане вел жизнь, достойную великих святых. Став епископом, Киприан рукоположил Иустину в дьякониссы, и она была его надежной помощницей во всех делах в течение всей недолгой отведенной им земной жизни.
Во время гонений на христиан при императоре Диоклетиане (303 - 311 гг.) Киприан и Иустина за проповедь христианства были посажены в темницу. Киприана, подвешенного на дыбе, истязали железными крючья-ми, а Иустину в кровь избивали на его глазах. После этого их бросили в котел, но его кипящее содержимое не причинило святым никакого вреда. В конце концов их осудили на усечение мечом. Киприан просил сначала казнить Иустину, боясь, что она испугается смерти, но святая мужественно приняла ее. Затем Киприан попросил выдать своему палачу 25 золотых монет и после молитвы подставил голову под меч. Один из исполнителей приговора, Феоктист, потрясенный мученичеством невинных святых, вступился за них и был казнен.
Тела свв. Киприана и Иустины были забраны христианами и вскоре переправлены в Рим, где до XII века покоились в базилике св. Руфины недалеко от порта Клавдия. Затем они были перенесены в Латеранскую базилику в Риме, а часть их отвезена в родной город святых — Антиохию Сирийскую. Как свидетельствует кипрский историк XV века Леонтий Махера, в 1268 году, когда войска египетского султана Бейбарса захватили Антиохию, христианские беженцы перенесли эту часть мощей на Кипц где они были выставлены для поклонения в церкви деревни Менико. Память свв. Киприана и Иустины празднуется 2 октября по новому стилю.
Мощи святых Киприана и Иустины в России
Летом 2005 года, впервые за 700 лет покинув Кипр, мощи священномученика Киприана и мученицы Иустины были привезены в Россию. Ковчежец с мощами доставили авиарейсом в Москву 17 августа 2005 года. В международном аэропорту «Шереметьево» делегацию Кипрской Православной Церкви во главе с митрополитом Морфийским Неофитом встречали заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата епископ Егорьевский Марк и клирики Московской епархии.
Отвечая на вопрос Российского телевидения, владыка Марк сказал: «Впервые за несколько столетий православные верующие России, в которой издревле глубоко почитают свв. Киприана и Иустину, смогут молитвенно поклониться их честным мощам».
«После краха коммунистической идеологии образовался духовный вакуум: некоторые наши соотечественники, оторванные от традиций Православия, поддались увлечению магией и оккультизмом. Принесение кипрской святыни в Россию — очень важное событие для спасения людей, угодивших в тенета тоталитарных сект и оккультных сил. Мы приглашаем всех сбившихся с истинного пути и ищущих помощи и заступничества Православной Церкви прибегнуть в эти дни к помощи великих угодников Божиих, которым Сам Господь даровал силу изгонять бесов», — сказал епископ Марк.
Митрополит Неофит в свою очередь рассказал, что мощи свв. Киприана и Иустины были принесены на Кипр из Сирии в 1298 году. «Как известно, св. Киприан еще при жизни обладал даром исцеления людей, одержимых демоническими силами. Кипрский храм, в котором почили привезенные из Сирии святые мощи, стал одним из самых известных мест поклонения христиан», — сказал владыка Неофит.
Ковчег со святыней был доставлен в Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь. На всенощном бдении, совершенном архиепископом Арсением на монастырской площади, молилось более тысячи человек.
Архиепископ Арсений отметил, что идея о принесении в Россию мощей свв. Киприана и Иустины возникла во время паломничества сестер Зачатьевского монастыря к святыням Кипрской Православной Церкви. Ныне обитель восстанавливается, и принесение в стены Зачатьевского монастыря кипрской святыни должно духовно укрепить ее насельниц и благоукрасителей.
27 августа 2005 года мощи свв. Киприана и Иустины вернулись на Кипр в храм, расположенный в маленьком селении Менико близ Никосии.