Монастырь Киккос
входит в состав экскурсии "Главное на Кипре"
Вдали от городского шума, среди могучих сосен-великанов, покрывающих склоны Троодосских гор, величаво раскинулся монастырский комплекс, именуемый в миру Киккос, полноеназвание которого - Святой Императорский Ставропигиальный монастырь Пресвятой Богородицы Киккской. В его стенах с первых дней основания хранится древнейшая чудотворная икона Божией Матери, созданная, по преданию, еще приземной жизни Богородицы и по Ее просьбе апостолом Лукой.
В XI столетии византийский император Алексий Комнин подарил эту уникальную икону Кипру и выделил из своей казны большие средства на возведение монастыря, поэтому и величают его Царский. А когда началось строительство древнего храма, в его основание под краеугольный камень заложили
Святой Крест, что на языке Церкви означало - монастырь ставропигиальный или крестовоположенный. Тогда же святая обитель получила и все ставропигиальные привилегии - полное самоуправление и независимость.
Происхождение его названия - Киккский - до сих пор остается загадкой, хотя в народе бытуют различные версии. Одна из них гласит, что когда-то в этих местах жила маленькая птичка, предсказавшая своим щебетанием появление монашеской обители. В ее незатейливой песенке слышались слова: «Киккоса-Киккоса, станет монастырем гора. Златая владычица в храм войдет и не покинет его никогда». Другая легенда имя обители связывает с названием растущего вокруг кустарника - «коккос». В архивных источниках сохранилось еще одно древнее предание, подробно повествующее о предыстории создания Киккского монастыря.
Однажды, охотясь в лесах Марафаса, наместник византийского императора на Кипре герцог Мануил Вутомитис сбился с пути. Долго блуждал он среди густых зарослей и неожиданно наткнулся на маленькую, скрытую от людских глаз пещеру одинокого отшельника Исайи и стал расспрашивать его о дороге. Ничего не ответил старец, верный обету хранить молчание и избегать общения с мирскими людьми. Разгневанный наместник повелел своим стражникам строго наказать молчуна. Смиренный монах, избравший жизнь в пустыне «местом брани с духами поднебесными», вынес неправедное наказание. Вутомитис же, выбравшись из леса, вскоре забыл о случившемся эпизоде. И вдруг тяжелый недуг приковал гневливого герцога к постели.
Лучшие лекари империи ничем не смогли помочь ему. И тогда измученный болезнью наместник, вспомнив о своем злом поступке в горах, повелел найти отшельника, дабы повиниться перед ним. Старец, простив Вутомитиса, стал денно и нощно молиться о его выздоровлении. Наместник быстро окреп, страшная болезнь отступила, и тогда он пообещал отшельнику \ выполнить любое его желание. Просьба Исайи привезти на Кипр чудотворную икону Пресвятой Богородицы из дворцового храма византииского императора привела герцога в замешательство. Но после долгих сомнении он все же отправился в Константинополь, чтобы представить отшельника пр! дворе. Возможность не заставила себя долго ждать, заболела единственная дочь императора. Симптомы были те же, что и у недавно переболевшего наместника. Император, узнав о том, кто спас жизнь герцогу, пригласил Исайю во дворец, посулив ему несметные богатства за спасение дочери. И вновь молился страж Божий, и вновь свершилось чудо. Счастливый повелитель предлагал все, но скромный монах твердил лишь о чудотворной иконе Пресвятой Богородицы. Огорчился монарх: уж очень не хотелось ему расставаться со свя-щенной реликвией. Однако дальнейшие события вновь вынудили его прибегнуть к помощи отшельника, и лишь тогда он согласился отдать икону Исайе.
Императорский корабль медленно подплывал к берегам Кипра. Жители острова с ликованием встретили V чудотворную икону Пресвятой Богородицы Милостивой и пошли с ней крестным ходом к месту, где высоко в горах предназначалось заложить монастырь. Во время шествия не только люди, но и деревья, птицы и звери склоняли свои головы, приветствуя Святую Деву с Младенцем. Произошло это событие в начале XI столетия, тогда же и началось возведение святой обители Киккской на средства, выделенные из царской казны. 1лавная святыня монастыря - чудотворный образ Божией Матери Киккской Елеусы (Милостивой) - был установлен в иконостасе главного храма слева от Царских Врат. По указу императора, икону накрыли бархатной пеленой, чтобы никто и никогда не увидел святых ликов Богородицы и ее Божественного Сына. За всю историю известны лишь два случая нарушения этого запрета. В 1669 году Патриарх Александрийский Герасим, поддавшись искушению, приподнял покров святой иконы и тотчас ослеп. Долго и покаянно молясь у образа Божией Матери, он получил прощение и исцеление. История сохранила для потомков его письменное завещание: никогда не нарушать священного закона. Справа от иконы Пресвятой Богородицы можно увидеть черный слепок руки человека, дерзнувшего своими помыслами прикоснуться к святым ликам.
Множество впечатляющих историй можно услышать и о чудесах, сотворенных самой иконой. Все они отражены в летописях Киккского монастыря. Она спасала гибнущих, исцеляла больных, изгоняла дьявола, монастырю спасенными моряками.
За свою долгую, исчисляемую столетиями жизнь святая обитель четырежды полыхала в огне. И ни разу икона Пресвятой Богородицы не пострадала. В 1365 году во время разбушевавшегося пожара произошло самое великое чудо, которое описал в своей книге известный греческий просветитель Ефрем Афинский. После утренней трапезы все монахи отправились в лес за хворостом. В горах они встретили местного жителя, который разводил в лесу костер, чтобы выкурить пчел из ульев. Неожиданно налетел сильный ветер и, подхватив огонь, понес его в сторону монастыря. И вот уже пламя лижет стены храма и крадется внутрь, где лишь один парализованный старик молится у святой иконы. Заметив огненные языки, он пришел в ужас и вдруг услышал слова, обращенные к нему: «Встань, возьми икону и спасайся». Забыв обо всем, старик вскочил, снял икону и, прижимая ее к груди, бросился прочь из охваченного пламенем храма. Поднявшись на холм, он легко вскарабкался на самый высокий кедр. И тогда к нему пришло осознание свершившегося чуда. Монахи, увидев дым, сбежались к церкви, но иконы нигде не было. И вдруг они обратили внимание, что огонь то подступал к одиноко стоявшему кедру, то резко улетал прочь. Подбежав к дереву, они заметили на вершине человека с иконой в руках. Радость была бесконечной. Храм отстроили заново, и жизнь в святой обители закипела вновь. Удивительная судьба у этой иконы. Она единственная из трех древних икон, написанных апостолом Лукой при жизни Богородицы, которая за долгие две тысячи лет ни на мгновение не пропадала из поля зрения. И сегодня образ «теплой заступницы мира холодного» покоится на старинном иконостасе, вызывая особый трепет и почитание, восторг и преклонение.
Сдержанно благородный портал, украшенный рельефными стрельчатыми арками и мозаичными изображениями Богородицы и Спасителя, архангелов Михаила и Гавриила, апостолов Петра и Павла, расположенный в южной части монастыря, служит сегодня главным входом в святую обитель. Ведет он в просторный внутренний двор монастыря, во внешний облик которого удивительным образом вписались все уцелевшие архи-тектурные и декоративные фрагменты предыдущих столетии. В центре мощеного двора расположился один из трех глубоких колодцев, многие века служивший драгоценным источником живительной влаги для монашеской братии. Убегающие вверх ступеньки на южной стороне двора ведут к трапезной, расписанной священными ликами кипрских святых и сценами из Нового Завета, среди которых Тайная Вечеря, объединившая и, в то же время, разобщившая апостолов. Ведь именно тогда, завещая своим ученикам Царство человеческое, Инсус открыл горькую правду о предательстве одного из них
В северной части комплекса за массивной деревянной дверью с литьевыми вставками, передающими сюжеты Нового Завета, находится парадный вход в настоящую сокровищницу обители - Церковно-археологический музей. где собраны ценнейшие предметы церковного искусства. И хотя музей был создан сравнительно недавно - в 1995 году, его коллекция считается на Кипре одной из лучших, ведь большинство экспонатов, покоящихся сегодня в тишине залов и хранилищ, существуют одновременно и в культовом, и в культурном контексте, сберегая свою историю, богатую фактами и легенда-ми. О былых связях с Византийской империей, где зародилась идея основания монастыря, напоминает особая атмосфера музея, изысканное оформление интерьеров, цветовое решение - доминирующий фиолетовый фон, символизирующий духовность, теплый оттенок орехового дерева, инкрустированного золотом, приглушенный свет и византийское музыкальное сопровождение. В течение долгих столетий мо-нахи по крупицам собирали эту ценнейшую коллекцию, которую часто пополняли и паломники из России, жертвуя святой обители церковную утварь, книги и лампады, паникадила и подсвечники, оклады и кресты, украшающие сегодня соборный храм, ризницу и музейные залы.
Вдоль монастырских стен, которые обрамляют длинные крытые галереи с аркадным кружевом, деревянными балюстрадами, настенными росписями и золотофонными мозаиками, приютились многочисленные кельи, служебные помещения и богатейшая библиотека с редкими изданиями книг. Стены открытой галереи первого этажа покрыты фресками, где современные художники образно и ярко воспроизвели сохраненные в анналах людской памяти почти сказочные истории о создании монастыря и обретении чудотворной иконы Пресвятой Богородицы Милостивой (Елеусы) и о сотворенных ею многочисленных чудесах, которые живут в обители со дня ее основания.
Крытый арочный портал в восточной части монастыря ведет в небольшой, но уютный нижний дворик, где возвышается главный храм обители.
Священные сюжеты больших мозаичных полотен, покрывающих почти все стены обходных галерей, уникальны не только своими иконогра-фическими византийскими канонами.но и возрожденной красотой смальтовой мозаики, широко распространенной когда-то в Византийской империи. Технические возможности забытой мозаики позволили современным художникам добиться особого светового эффекта, открывая как бы заново уникальные свойства «вибрирующей поверхности». Как и прежде, маленькие блестящие кубики укладывались чуть на ребро, что создавало характерное мерцание золотого фона, олицетворяя символический свет Божественного учения и красот)' неземного мира.
Сцена, выполненная на таком фойе и как бы погруженная в него, не позволяет человеческому глазу проникнуть за золотой барьер и полностью преображает земную материю, что придает изображению глубокий и таинственный смысл. Резная деревянная дверь кельи настоятеля монастыря, выполненная в XVI столетни и уцелевшая в огненных вихрях последних пожаров, сберегла в своем старинном облике худо-жественные достоинства тонкой ажурной резьбы, символическое звучание образов и высокое мастерство ее создателя. Рука искусного мастера запечатлела на ней многочисленные фрагменты растительного орнамента, в основе которого лежат завитки аканта - стилизованное изображение «медвежьей лапы» пли репейника, знаменующие стреми-тельный бег времени. Органично в него вписаны и пальмовые листья, олицетворяющие триумф Христа, и спиралевидная композиция, связанная с мотивом Мирового Древа. Особым смыслом наполнены изображения животных: крылатый дракон, означающий мудрость и древнее происхождение церкви, и спящий, по поверью открытыми глазами лев - бдительный страж, который и сегодня неусыпно охраняет покои настоятеля обители.
Среди обилия мозаичных и фресковых сюжетов, запечатлевших не только яркие страницы жизни монастыря, но и историю развития христианства, выделяются редкие многофигурные композиции на темы монашеской жизни. Ведь во все времена монашество почиталось как наиболее высокая и достойная форма духовной жизни. История зарождения монашества, от уединенного отшельничества до общежительного, нашла свое художественное выражение в росписях небольшой сводчатой часовни, расположенной под залом Синода. На ее стенах языком образов повествуется и о страданиях святого Харалампия, епископа Магнезийского, и об успении святого Ефрема Сирина, и о явлении архангела Гавриила в образе схимника основателю общежительного монашества преподобному Пахомию Великому. О трудностях монашеского пути, о духовном подвиге и совершенствовании рассказывает и многофигурная композиция под названием «Небесная лестница», символизирующая путь аскетической праведности монахов, осиливших все трудности духовного восхождения к вечной жизни. Сюжет создан по книге, написанной в VII веке Иоанном Лествичником - игуменом монастыря Святой Екатерины на Синае.
На территории легендарного монастыря распложены гостевые здания для паломников, где в любое время года можно найти приют и ощутить радушие и гостеприимство смиренных монахов этой удивительной обители. Здесь особенно многолюдно в Богородичные праздники, когда с особой торжественностью монастырь отмечает Рождество Пресвятой Девы. Недалеко от монастыря на вершине горы Трони возвышается каменная часовня с мозаичным образом Киккской Богоматери, куда непременно приходит каждый посетитель святой обители. Рядом с ней находится величественный монумент и усыпальница первого президента Кипра - Блаженнейшего Архиепископа Макариоса III. На мраморной плите слова: «С этой горы я буду видеть свою страну и свой народ, который я так любил».