Монастырь Пресвятой Богородицы Maxepac (Machairas) расположен в 43 километрах к юго-западу от Никосии, в восточных предгорьях Троодоса. Из Никосии дорога в монастырь пролегает через деревню Дефтера. Далее нужно доехать до деревни Литродонтас. В 7 километрах от нее, на живописном лесистом склоне горы Киони, на высоте 870 метров находится монастырь Maxepac.
Сегодня монастырь Богородицы Maxepac занимает третье место среди кипрских обителей после Киккского монастыря и монастыря Ставровуни. В. Григорович-Барский, который сопровождает нас в путешествии по Кипру, подробно описавший и зарисовавший Maxepac, сообщает в своем «Путнике» 1735 года, что и в его эпоху положение монастыря в иерархии кипрских обителей было высоким: «Именем же и честью, и чином он тре-тий после Кикку, видом же во многом ему подобен, ибо он создан на месте неровном, на склоне горы, над долиной».
Обретение чудотворной иконы
История возникновения обители Maxepac восходит к XII веку. Она была основана монахами Игнатием и Прокопием после того, как в близлежащей пещере ими была найдена чудотворная икона Пресвятой Богородицы.
Первым на склонах горы Киони поселился монах-отшельник Неофит. Сначала он подвизался в Иорданской пустыне, где прославился своей святостью и мудростью. Но в 1145 году, преследуемый мусульманами, был вынужден оставить пустыню и вместе со своим учеником Игнатием переселился на Кипр, в монастырь св. Иоанна Златоуста. Через некоторое время во сне ему было видение Богородицы, которая указала ему новое место поселения в окрестностях горы Киони.
Как гласит монастырское предание, однажды Неофит и Игнатий увидели свет в маленькой долине между гор. Монахи направились в долину, пробираясь через густые заросли. Свет исходил из пещеры. С трудом проникнув в пещеру, вход в которую зарос кустарничком, они увидели прекрасный образ Пресвятой Богородицы, который и излучал свет. Вероятнее всего, икона Богородицы была спрятана в пещере неизвестным монахом в период иконоборчества, в VIII - IX веках. Возле иконы лежал нож, как бы охраняя ее. Посчитав обретение иконы знамением свыше, монахи решили остаться в пещере и основать рядом с ней монастырь.
После скоропостижной кончины Неофита к Игнатию присоединился монах по имени Прокопий. Не оставляя желания основать монастырь, Игнатий и Прокопий в 1160 году отправились в Константинополь, чтобы просить у императора Мануила Комнина (1143 - 1180 гг.) помощи в его организации. Мануил, убежденный монахами в чудотворности иконы и серьезности их намерений, выделил им земли вокруг горы Киони и значительные средства для постройки монастыря. Император издал указ, по которому монастырь должен был стать ставропигиальным, то есть не зависимым от власти местного епископа. В знак ставропигиальности будущей обители в 1187 году епископ Тамасский Никита Айястефанит заложил крест в основание монастырской церкви.
В период строительства монастырского храма и других зданий скончался Прокопий. Новым помощником Игнатия стал Нил, впоследствии преемник и настоятель новой обители. Его усилиями монастырь был значительно расширен за счет новых построек. При монастыре была учреждена школа, Нил стал первым летописцем монастыря. А в 1201 году он создал устав обители. Рукопись устава, написанная на пергаменте, и грамота византийского императора, подтверждающая ставропигиальность монастыря, до сих пор хранятся в обители.
Из монастыря Махерас, который жил по строгому уставу, вышло много подвижников, причисленных впоследствии к лику святых. А игумен Нил за свой ум и подвиги впоследствии был избран архиепископом Кипра (1215 - 1221 гг.). На этом непростом посту он стяжал о себе светлую память мудрого архипастыря.
Название обители Махерас, вероятнее всего, происходит от ножа, который лежал около иконы (греч. machairas — «нож»). Об этом пишет и В. Григорович-Барский: «Наименовался образ тот, а от образа также и монастырь, Панагия ту Махера, то есть Богородица Ножевна, от ножа, который на образе висел, прежде создания монастыря, как повествуется, и по ныне висит, прицеплен к образу».
Главная святыня монастыря Maxepac, чудотворная икона Пресвятой Богородицы, написанная, согласно преданию, самим Лукой, ныне находится в главном храме монастыря. Вот что сообщает по этому поводу В. Г.-Барский: «Там внутри храма, посреди монастыря стоящего, есть образ чудотворен, серебром и златом покрыт, мал, в долготу же и широту как локоть один. (На нем) Богородица одна, без Младенца, как бы молящаяся, с простертыми руками, до пояса написана. И о ней также повествуют кипрские (жители), как и о (иконе) Богородицы Кикку, что это написание божественного евангелиста Луки. Но не имеют они никаких свидетельства об истории (ее) писания, поэтому это не вероятно есть; к тому же многие люди, ради почтения места или этой обители и ради лучшего почитания лгут».
Замечание В. Григоровича-Барского по поводу сомнительности написания иконы апостолом и евангелистом Лукой вполне уместно, так как это только предание. Как мы уже говорили, вероятнее всего Лука оставил нам прижизненные портреты Богородицы. Впоследствии, приблизительно в начале IV века, когда возникла иконопись, они были положены в основу иконописного изображения Богоматери. Самые ранние иконописные изображения, возможно, максимально приближенные к тому образу, который оставил нам Лука, предание и относит к иконам, написанным апостолом.
Дальнейшая история обители
За свою долгую историю монастырь Maxepac, как и другие обители на Кипре, пережил много невзгод. В период латинского королевства Лузиньянов, в 1192 - 1489 годах, когда католические епископы проводили репрессии против православия, монастырь постепенно пришел в запустение. Один из трагических эпизодов той эпохи произошел в 1231 году, когда монахи Григорий и Игнатий и с ними более десяти монахов из другого монастыря подверглись пыткам и были сожжены за отказ принять латинскую веру.
Несмотря на такое отношение католических властей к монастырю, в 1393 году, когда в Никосии свирепствовала чума, в обители нашел убежище король Яков I Лузиньян (1382 - 1398 гг.) со своей женой Элоизой.
В 1530 году в монастыре случился пожара но чудотворная икона Божией Матери и устав 1201 года были спасены от огня.
Постепенное возрождение обители началось при турецком правлении, но не благодаря туркам, а наоборот — несмотря на притеснения, которые они чинили. Об этом свидетельствует В. Григорович-Барский: «Обитель отстоит далече, на уединении, вне всякого мирского мятежа, но поскольку имеет имя знаменитое, не перестают приходить туда басурманы и притеснять убогих иноков».
Обитель достигла процветания при игумене Парфении (1720 -1766 гг.). Во второй половине XVIII века во время богослужений в монастыре читали молитву «за великую госпожу нашу императрицу Российскую Екатерину и ее царский дом» — своего рода воззвание к России о помощи в освободительной борьбе против турецкого владычества.
Турки, как известно, жестоко подавляли любые попытки киприотов к обретению независимости. В монастыре Махерас в юные годы вел монашескую жизнь будущий архиепископ Киприан (1810 - 1821 гг.). Вместе с сотнями других священнослужителей и прихожан он был убит турками 9 июля 1821 года. Тогдашний игумен монастыря Герман тоже был в перечне священников, приговоренных к смертной казни, однако ему удалось избежать расправы.
Некоторое облегчение обитель обрела после ухода турок с Кипра (1878 г.), но вскоре ее постигло новое бедствие. В 1892 году монастырь Махерас сильно пострадал от пожара. Огонь уничтожил многие строения обители. Тогдашний настоятель архимандрит Харитон отправился в Россию для сбора пожертвований. Он собрал 6483 рубля. И сегодня праздничные богослужения в монастырском храме проходят при звоне русских колоколов.
Махерас сегодня
Монастырь Махерас является типичным образцом монастыря-крепо- сти. Впечатление это усиливается местоположением обители: она стоит на небольшой площадке у края глубокого оврага, а по перекинутому через этот овраг мосту к ней ведет единственная дорога.
Монастырь представляет собой в плане замкнутый прямоугольник, огражденный высокими стенами, в толще которых помещаются кельи монахов и различные монастырские службы. Снаружи стены, прорезанные узкими окнами, выглядят как крепостные. За стенами в тесном дворике возвышается церковь крестово-купольного типа, посвященная Пресвятой Богородице. Она возведена в 1905 году, а стройная колокольня построена ранее — в 1900 году.
В монастырской ризнице хранятся иконы и предметы церковного обихода. Особый интерес представляют пожертвования из России: резные кресты с частицами святых мощей в басменных окладах с драгоценными камнями, напрестольные Евангелия, митра старинного шитья с жемчугами, облачения для священнослужителей и архиерейский жезл. В монастырской библиотеке хранятся старинные книги и рукописи. Большую историческую ценность представляют 15 объемистых рукописей на пергаменте, содержащих записи византийской церковной музыки XIII века.
Монастырь Махерас сыграл большую роль в борьбе за независимость Кипра. В обители имеется музей памяти Григориоса Авксентиу, героя национально-освободительной борьбы 1955 - 1959 годов, соратника архиепископа Макариоса III. «Орел Махера» — так в народе звали Григориоса Авксентиу. Он скрывался в обители в монашеской одежде. Англичане несколько раз врывались в монастырь, всюду с собаками искали Авксентиу, но никто из них не мог подумать, что тот, кто им нужен, спокойно стоит среди небольшой группы монахов.
В 2 километрах к северу от монастыря Махерас находится место, где у Авксентиу было еще одно убежище. 3 марта 1957 года английские войска окружили это укрытие и предложили Авксентиу сдаться. Он отказался, и после семичасового противостояния англичане облили укрытие бензином и сожгли его. Авксентиу погиб, предпочтя смерть плену. Во дворе монастыря установлен бронзовый памятник: национальный герой запечатлен в форме партизана ЭОКА. Личные вещи героя выставлены в музее.
В начале 1970-х годов в обители подвизались 15 насельников. Самому старшему из братии, отцу Дамиану, было тогда около 100 лет, из них 80 лет он прожил в этой обители. За последние десятилетия число братии увеличилось, и сейчас в обители 35 иноков. Местные монахи придерживаются таких же строгих церковных правил, как и на Афоне, но женщинам посещение обители разрешается.
Монастырь Махерас и чудотворная икона Богородицы очень почитаемы киприотами. А живописные окрестности монастыря — любимое место отдыха горожан в выходные дни.
Престольный праздник обители Успение Пресвятой Богородицы (15 августа по новому стилю). Ежегодно в этот день, а также 8 сентября, здесь проводятся большие церковные ярмарки.