МОНАСТЫРЬ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА
Подворье Киккского монастыря
История святой обители, освященной именем Архангела Михаила, за свою долгую, исчисляемую столетиями жизнь складывалась по-разному. Одиночные архивные источники, сохранившие уникальные сведения о монастыре, повествуют о том, что принадлежал он то венецианскому консулу, то православным киприотам, то архиепископу Герасиму, передавшему за долги часть земель монашеской обители османскому правителю Кипра. И только в 1713 году, спасая его от неминуемого разорения, Киккский монастырь выкупил святую обитель Архангела Михаила. Подписывая купчую, архиепископ Яков и настоятель Мелетий заметно волновались, боясь, что продавец передумает, а посему руки у них немного дрожали, и подписи на документах получились неровными. Но дело было сделано, и монастырь Архангела Михаила стал подворьем Киккской обители Пресвятой Богородицы Милостивой. Позднее кропотливыми усилиями трудолюбивых монахов подворье превратилось в богатое и процветающее. Вокруг монастыря разрослись вечнозеленые цитрусовые сады и пышные виноградники. Но основной доход подворью приносил великолепный кипрский сыр - халлуми.
Монашеская братия искусно готовила его из молока коз и овец, которых она выращивала на монастырских пастбищах. В начале XIX столетия подворье прикупило еще часть земельных угодий, построило ирригационную систему и ряд хозяйственных и жилых помещений.
В XX век подворье вошло окрепшим. Оно уже обладало шестью каменными строениями, значительным поголовьем рогатого скота, мулами и ослами. Наступивший к середине столетия некоторый упадок вновь сменился расцветом, когда в 1984 году хозяйство подворья принял новый настоятель Киккского монастыря Никифор. Это он начал обширные восстановительные работы монастырских построек, укрепил основание храма, реставрировал и покрыл позолотой древний иконостас церкви и епископский трон XVII века, построил новые здания, превратив подворье Архангела Михаила в научный и духовный центр столицы.
Однако во все времена главным сокровищем подворья оставался древний монастырский храм, построенный еще в конце XI - начале XII столетия, возведенный во имя Архангела Михаила. Первоначально его архитектурный облик представлял собой маленькую прямоугольную однонефную купольную базилику, с полукруглым византийским сводом, боковыми нишами и внешней апсидой на востоке. После разрушительного землетрясения 1491 года церковь была существенно перестроена и увеличена, а снаружи укреплена внушительными контрфорсами. Тогда же появился и крестовый свод с поддерживающими его стилизованными под арки ребрами. Где-то между 1547 и 1570 годами с северной стороны храма была добавлена латинская часовня, посвященная, по-видимому, Архангелу Ешриилу.
Со временем стена, разделявшая два храма, была разрушена и заменена полукруглыми арками, опирающимися на мощные колонны. Именно в этот период и произошла некоторая путаница с посвящением церкви, поэтому часто монастырь именуют Обителью Архангелов. В 1660 году западную часть храма дополнили сводчатой базиликой, запечатлевшей уже влияние готического зодчества. Со временем в стене часовни были сделаны два арочных проема, соединившие, теперь уже нартекс, с основными нефами.
Первое письменное упоминание о святой обители появилось в середине XVI столетия. Принадлежало он монаху Антонию, который, переписывая Акафист (особый вид церковного песнопения), оставил на одной из его страниц лаконичный комментарий: «...Написано рукой иеромонаха Антония, и писал я это в монастыре Архангела Михаила в деревне под названием Лакатамия». Позднее некий монах Никанор выкупил этот манускрипт у родственников Антония и подарил его Лавре Святого Саввы в Палестине, а уже оттуда он попал в библиотеку Иерусалимского Патриархата, где и хранится поныне. Неутомимый путешественник русский монах Василий Барский, посетивший Кипр в 1735 году, был очарован торжественным и суровым видом монастырского храма. Он подробно описал его и сделал зарисовки в своем знаменитом труде с замысловатым названием «Пешеходца Василия Григоровича-Барского Плаки Албова, уроженца киевского, монаха антиохийского, путешествие к святым местам в Европе, Азии и Африке находящимся, предпринятое в 1723 и оконченное в 1747 году, им самим писанное». В нем говорится: «Этот монастырь занимает большую территорию, он прямоугольный и не крепко построен, так как все кельи сооружены из земляных кирпичей. В нем просторный двор с колодцем чистой воды и большая церковь посередине, добротно построенная из хорошо обтесанных и ровных камней».
В бытность архиепископа Никифора (1641 1 1674 гг.) храм украсили деревянным резным трехъярусным иконостасом и чудесными иконами, созданными иеромонахом Киккского монастыря Павлом. Образы Христа на Престоле (1650 г.), Пресвятой Богородицы (1650 г.), Архангела Михаила (1652 г.), принадлежащие кисти этого мастера, сохранили надписи, из которых следует, что творил их иконописец по просьбе архиепископа. Его образ - образ служителя Церкви в парадном облачении, возведшего руки в молитве Пресвятой Богородице и ее Божественному Сыну, запечатлен иерографом Павлом слева у ног Божией Матери. Сегодня эти уникальные иконы экспонируются в Церковно-археологическом музее Киккского монастыря. На стенах храма сохранились и немногочисленные фрагменты древних росписей, восстановленных когда-то все тем же Никифором, из которых безжалостное время сберегло для современников лишь фрески архангела Михаила и святого воина Димитрия Солунского. Здесь в подворье Архангелов обрели вечный дом и настоятели Киккской обители. Правда, исследователи на вопрос, кто же покоится в северной стене нартекса, пока не готовы дать точного ответа. Одни считают, что здесь захоронены останки настоятеля Киккской обители отца Парфения (1734 -1776 гг.) другие же полагают, что стена хранит прах Архиепископа Кипра Никифора, сделавшего много добрых дел для этой обители.
В тяжелые для Кипра годы, когда отсутствие дождей грозило голодом, чудотворный образ Богородицы Киккской, часто именуемый Богородицей Дождя, приносили в Никосию и устанавливали в подворье Архангела Михаила. Эта традиция сохранялась до середины XIX столетия, поэтому святая обитель Архангела Михаила всегда ощущала заступничество и по-кровительство Богоматери Киккской. Созданная в 1782 году иконописцем Михаилом Кипрским икона Архангела донесла до потомков удивительное предостережение, которое было оставлено художником именно в тот год, когда во время крестного хода икона Богородицы Елеусы (Милостивой) была перенесена в подворье. Оно гласило: «Воина Господня был написан лик. Будьте осторожны и не позволяйте никому ничего сделать освященному в его честь этому монастырю, чтобы не испустить смертельный вздох». И потом не раз путешествовала чудотворная икона из Киккоса в Никосию, чтобы вновь и вновь спасать людей от засухи.
В своей современной форме церковный ансамбль монастырского подворья представляет собой двухнефную купольную базилику с большим нартексом, прилегающим к обоим высоким сводчатым приделам. Главный неф храма перекрывает редкий двойной купол. Снаружи его венчает маленький шатровый, опирающийся на высокий 16-гранный барабан с прорезанными в нем четырьмя оконцами, в то время как внутри барабан у купола полностью отсутствует. Характерные готические черты, которые церковь приобрела в результате многочисленных преобразований, просматриваются в мощных внешних контр форсах, в стрельчатых арках трех входов, их лепных украшениях и стрельчатых лепных козырьках над квадратными перемычками дверных проемов. Сверкающие белизной стены монастырских келий, контрастируют со строгим декором деревянных окон, дверей и поддерживающих черепичную кровлю столбов. Сегодня обрамленное высокими пальмами подворье и сияющий золотистыми камнями храм мало напоминают ветхие
Усилиями нынешнего Митрополита Киккоса и Тиллирии Никифора проделана колоссальная работа по восстановлению подворья и преобразованию его в настоящий исследовательский и духовный центр не только столицы, но и всего Кипра. В монастыре оборудован по последнему слову техники просторный конференц-зал на 500 мест, оснащенный системой синхронного перевода, лингвистический центр «Сокровища Кипрского греческого языка» и ультрасовременные реставрационные мастерские. В них поновляют иконы и фрески, дают вторую жизнь старинным документам и книгам и многим другим бесценным сокровищам легендарного монастыря Пресвятой Богородицы Милостивой. В недалеком будущем подворье пополнится новыми зданиями библиотеки и картинной галереи.
Все в этом современном центре уникально: библиотека, насчитывающая 20 тысяч книг по истории, теологии и искусству. Из них 2500 представляют собой древние раритетные издания, фотокопии кипрских газет XIX – XX столетий и бесценный архив Киккского монастыря. В просторных читальных залах ученые и преподаватели, аспиранты и студенты могут работать с древнейшими византийскими и поствизантийскими манускриптами и редкими историческими материалами. Это кладезь для исследователей православной культуры и светской истории острова и всего христианства в целом. Актуальна деятельность и языкового центра «Сокровища Кипрского греческого языка», распахнувшего свои двери в 1993 году. Именно в нем осуществляется неоценимый для истории и культуры труд: создается электронная запись всей греческой литературы Кипра. И лишь по завершении этой кропотливой работы можно будет осуществить создание Исторического словаря, Словаря топонимов и ономастики греческого языка Кипра. И тогда древность и современность станут восприниматься как единое целое культуры острова и как часть исторического наследия всего человечества.