Монастырь Архангела Михаила в Аналиондасе
С давних времен небольшому острову Кипр покровительствуют ангелы. Это добрые, и очень разумные небожители. С греческого языка слово «ангел» переводится как «вестник». Ведь именно ангелы поддерживают духовную связь человека с Богом, очень часто доносят до людей волю Всевышнего. Они защищают человека на протяжении всей жизни от бед, невзгод и врагов, спасают от собственных заблуждений, укрепляют веру в Бога. А люди в благодарность за их заботу и защиту возводят в честь своих ангелов-хранителей величественные храмы. Вот почему на Кипре так много монастырей и церквей. Их многочисленные купола и кресты реют над островом, покрывая благословенную землю невидимым щитом. Среди них есть святые обители, возведенные в честь старшего небесного воина архангела Михаила. Он славит Иисуса Христа, защищает людей, отгоняет бесовские силы от душ умерших. Под покровительством архангела Михаила находится и женский монастырь, который находится неподалеку от Никосии, рядом с деревней Аналиондас.
Точное время создания этой обители не установлено. Согласно преданию, церковь Архангела Михаила была построена здесь в XII веке. Первое письменное упоминание об этом монастыре оставил известный русский монах-путешественник В. Григорович-Барский. Он побывал здесь летом 1735 года и написал в своих воспоминаниях: «монастырь этот … создан древними благородными мужами в честь святого Архистратига Михаила». Косвенно время возведения монастыря подтвердили греческие ученые, после того, как проанализировали архивные материалы минувших веков. Они высказали мысль о том, что обитель существовала здесь уже в начале XV века. Как известно, епископы Кипра в те времена были под юрисдикцией католической церкви. По мнению ученых, тайное заседание Священного Синода, которое состоялось летом 1406 года, проходило, скорее всего, именно в этом монастыре. О древнем происхождении обители свидетельствуют также иконы и росписи главного храма. Их создали в XVII веке искусные мастера из монастыря Святого Ираклидия.
Первое подробное описание монастыря датируется началом XVIII века. Его автор – все тот же путешественник В. Григорович-Барский. Он прожил некоторое время в монастыре и и поведал всему миру о трудной, суровой жизни монахов. Архимандрит Киприан, известный кипрский летописец, в своем труде «Хронологическая история острова Кипр» (этот поистине уникальный труд был опубликован в 1788 году) подтверждает: жизнь в монастыре никогда не угасала, и монахи никогда его не покидали.
В конце XVIII века в обители была проведена масштабная реконструкция. Главный храм был обновлен, построены новые кельи. Но к середине XIX века обитель опустела, как, впрочем, и многие другие монастыри на Кипре. Масштабная реставрация монастыря была начата только в 1970 году, после того, как обитель посетил архиепископ Макариос III. Тогда была построена часовня святого Нектариоса, а главный монастырский храм был отреставрирован.
За многие века своего существования монастырь пережил всякое. Были и трудные годы упадка, и периоды расцвета. Самыми тяжелыми временами для обители, как, в прочем, и для всех христиан Кипра, были времена правления Османской империи и несколько веков латинской экспансии. Но, несмотря на все трудности, обитель сумела не только выстоять, но и сохранить для потомков уникальные шедевры искусства.
Тот облик святой обители, который мы видим сейчас, начал формироваться в годы правления Архиепископа Хрисантоса. Этот человек много сделал для кипрской церкви. Именно при нем в монастыре был восстановлен главный храм, обновлены фрески и иконостас, построены новые хозяйственные помещения и кельи. При реставрации монастырской церкви и внешних стен монахи использовали в основном золотистый песчаник и серый камень, по виду невзрачный, но очень прочный. Все эти строительные материалы они добывали в местных каменоломнях. Поэтому обновленное монастырское подворье прекрасно вписалось в местный ландшафт. К концу XVIII века монастырь стал одной из самых зажиточных обителей Архиепископии. Кроме этой обители, зажиточными в то время считались монастыри Агиа Напы, Богородицы Махериотиссы и Апостола Варнавы. А всего в те время в ведении Архиепископии числилось порядка 30 монастырей.
В наше время самое главное украшение святой обители – это небольшой храм в честь Архангела Михаила, предводителя небесного воинства. Он стоит прямо посередине монастырского двора. Как известно, Архангел Михаил получил свое имя в жестокой битве небесных ангелов с сатаной. Непомерно возгордился светлый ангел Люцифер (Сатанаил) и воскликнул: «Я как Бог!». Архангел услышал эти слова, разгневался и воскликнул: «Кто как Бог?». На древне-арамейском языке вопрос прозвучал следующим образом: «Ми ха Ил?». С тех пор полководца Небесной рати нарекли Михаилом.
Внутренний двор монастыря мощен камнем. В центре двора стоит небольшая сводчатая однонефная церковь, символизирующая средоточие смиренного монашеского бытия. Массивные контрфорсы, укрепляющие наружные стены, и стрельчатые арки нефа внутри церкви свидетельствуют о влиянии, оказанном традициями франкской архитектуры. Западный портал церквушки обрамлен красивой резной аркой.
Внутреннее убранство церкви буквально ошеломляет. Это и древние образа святых, и изящная, тонкая резьба иконостаса, и великолепные фрески. Но всем, кто попадает в эту церковь, прежде всего, бросается в глаза большая храмовая икона Архангела Михаила. Известный русский монах-путешественник В. Григорович-Барский так сказал про эту икону: она «выполнена с таким искусством и в таком измерении, что наполняет каждого, смотрящего на нее, необычайным волнением и необъяснимым беспокойством. И не существует во всем Кипре другого такого образа, который бы мог сравниться с ним как по силе воздействия и размерам, так и по технике исполнения». Эти слова великого путешественника не потеряли актуальность и в наши дни.
Архангел Михаил выглядит суровым и решительным. Он всматривается вдаль, он всегда готов исполнять Волю Божью, сражаться со злом до победы. Высшее воинское звание Михаила подчеркивает его придворное одеяние. В нем сосредоточены все оттенки красного цвета. Что на языке византийских символов означает высшее воинское достоинство. За спиной Архангела – широко распахнутые крылья, которые напоминают о том, что Михаил наделен таинственной мощью, о его ангельской мощи. Дополнением образа отважного воина являются и атрибуты высшей власти: тяжелый меч, медальон, внутри которого – образ Спасителя, и сверкающая диадема в волосах.
Поля храмовой иконы обрамлены сценами, в которых изображены чудеса, явленные миру Архангелом Михаилом. Вот военачальник всех ангелов уничтожает многотысячное войско царя Соломона. Вот он спасает от огня трех отроков. Они отказались поклоняться языческим богам. За это их бросили в печь. Еще одна сцена – Архангел Михаил спасает пророка Даниила, которого посадили в ров с дикими львами. В Хонех Архангел не дал язычникам уничтожить церковь. Он освободил из тюрьмы апостола Петра, остановил Авраама, когда тот вознамерился принести в жертву своего собственного сына, изгнал дьявола из души Моисея. Много подвигов совершил военачальник всех ангелов. Перечислить их все просто невозможно. Икона Архангела Михаила – крайне исключительное и редкое явление по своей насыщенности информацией, колоритности, масштабности и эмоциональному воздействию на человека. И это относится не только к кипрской иконописи, но и к истории всего христианского искусства, которая насчитывает уже два тысячелетия.
Скорее всего, именно решительность, смелость и мужество небесного воеводы стала источником вдохновения тех художников, которые работали в церкви. Вдохновленные образом Архангела Михаила, они создали великолепные фрески. При оформлении храма использовались византийские каноны. Пространство храма было поделено на три уровня. Композиционная система росписи в каждом уровне подчинялась определенному порядку. В росписи самого верхнего яруса можно увидеть те основные события священной истории, которые связаны с земной жизнью Спасителя. В среднем ярусе можно увидеть образы Отцов Церкви, женщин-великомучениц, апостолов и святых времен раннего христианства. Все эти образы в соответствии с канонами были выписаны в полный рост и в анфас. В нижнем ярусе, на высоте от пола до уровня плеча человека, росписей обычно не делали. Эти места отводили для тех прихожан, которые молились в церкви. Конечно, каждый человек затемнен грехом. Но в то же время каждый из нас несет в себе образ Бога, и поэтому в какой-то мере сам служит и иконой, и образом.
В средней части нефа все настенные росписи сохранились до наших дней. Здесь можно увидеть самые разные образы. Это и Елена с обретенным Истинным Крестом, и Константин Великий, и Святой Николай, который держит в руках Евангелие и благословляет людей. Рядом с ними - святой воин Димитрий на гнедом коне, облаченный в мантию зеленого цвета и кольчугу, поражающий своим копьем язычника Лия (язычник Лий был яростным противником Господа нашего Иисуса Христа), и святой Нестор. Здесь же изображен святой Мамас, одетый в белоснежный хитон и коричневую накидку. Он сидит верхом на льве и держит в руках ягненка. У льва на рисунке явно нарушены пропорции. Это длинноногое животное. У него пышная грива, достигающая передних лап, и большие добрые глаза. Такое изображение свидетельствует о том, что в манере исполнения икон присутствуют мотивы народного творчества.
На следующей фреске Архиепископ Хрисантос преподносит храм во имя Архангела Михаила в дар Спасителю мира. В прежние времена в настенных росписях и святых иконах увековечивали всех, кто помогал возрождению святых обителей и их распространению благими делами и средствами. Хрисантос сделал для христианской церкви многое. Он был архиепископом с 1767 по 1820 год. Именно ему монастырь обязан своим возрождением в конце XVIII века.
На западной стене храма изображены образы святых женщин. Это Параскева, прижимающая к груди медальон, Фекла, Марина и Варвара. Здесь же – поясное изображение Иисуса Христа. Глаза Спасителя закрыты, руки сложены, на теле видны раны от гвоздей и пыток. Такое изображение Спасителя, который уже завершил свой земной путь, а полное уничижение встретил абсолютной покорностью и терпением, на Кипре называют «Акра Тапиносис» (переводится как «Край смирения»).
В северной части нефа можно увидеть изображения Отцов Церкви, благословляющих паству. На них надеты крестчатые фелони с белыми омофорами. Рядом с ними – фрески, на которых изображены святые воины Мина и Георгий на белом коне. За его спиной – отрок, которого он спас из арабского плена. Здесь же можно увидеть святых целителей-бессребреников Косму и Дамиана, а также врачевателя Пантелеймона. У каждого из них в руках - ковчежец со снадобьем и ложечка, увенчанная крестом.
Очень интересны уникальные фрески, выписанные на южной дверной арке, на ее внутренней поверхности. Мастера, писавшие эти фрески, использовали известный еще со времен античности прием персонификации. Основные человеческие добродетели - Целомудрие, Милосердие и Смирение запечатлены в образе прекрасных женщин, попирающих ногами пороки человеческие. Но апофеозом торжества добродетели являются фигуры двух женщин в белых одеждах, слившиеся воедино. Они олицетворяют Любовь, пришедшую в мир с рождением Иисуса Христа. Символическое название этой аллергической композиции – «Принцессы Любви».
На стенах церкви мы видим всю историю христианства в святых образах. Над фресками в этой церкви работали многие самобытные художники того времени. Большое участие в украшении храма приняли монахи-живописцы Иоанникий, Филарет, Филотей, Антоний и Лаврентий. Именно они создали во многих монастырях и церквах Кипра самые редкие образцы религиозной монументальной живописи.
Очень интересна резьба, украшающая церковь. Особенно красив деревянный двухъярусный иконостас, украшенный тончайшей ажурной резьбой. Здесь можно увидеть и стилизованные изображения морских раковин и листьев пальмы, и плетение виноградной лозы, и завитки аканта. Замысловатый кружевной фриз этого иконостаса служит обрамлением икон местного ряда. Очень красивы полукруглые арки в Царских вратах и над праздничным ярусом. Их очертания повторяет конха и апсида (символы небесного свода). Обратите внимание: и в архитектуре храма, и в резьбе на иконостасе, и в иконописи присутствует мотив полукружья. Это характерно для византийского церковного искусства в целом.
О нижней декоративной панели иконостаса стоит поговорить отдельно. Сверху на этой панели изображен образ Спасителя Мира. Под ним выписаны Орудия Страстей. В них заложен глубокий символический смысл. Это Крест (на нем был распят Иисус Христос), Трость и губка, пропитанная уксусом (такой губкой Спасителю смачивали губы), и Терновый венец (им Его короновали, и, вложив трость в правую руку, насмехались над Спасителем, называя его Царем Иудейским). Под иконой Богородицы вырезан семисвечник. Это изображение имеет большое символическое значение. Он является олицетворением семи Церковных Таинств (Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Венчание, Священство и Елеосвящение), семь ангельских труб, семь печатей таинственной книги, семь чаш Божьего гнева, о которых можно прочитать в Откровениях Иоанна Богослова.
В этом светильнике всегда горит семь огоньков. 7 – загадочное число. Оно лежит в основе многих законов бытия, как земных, так и небесных. Обычно семисвечник ставят в алтаре. Но здесь он помещен под иконой Святой девы Марии. И это сделано не случайно. Христиане считают Богоматерь чудесным воплощением божественного света. Еще со времен Ветхого Завета семисвечник присутствовал в богослужении как прообраз Богоматери. Сейчас церковь считает его божественным предметом, дошедшим до нас из древности.
Если вы будете в монастыре, вы не сможете не обратить внимания на большую храмовую икону Архангела Михаила. Это истинное украшение храма. Вот что писал о ней знаменитый путешественник В. Григорович-Барский: храм украшает «образ святого Архистратига Михаила большой, великолепного письма, который повергает всякого, взирающего на него, в умиление и ужас. И нет во всем Кипре острове (как я слышал) другого образа, ему подобного, как размером, так и искусством письма».
В ХХ веке в монастыре была построена новая церковь, посвященная Владыке Нектарию. Стены храма были покрыты росписями. Здесь можно увидеть образы тех святых, которых больше всего почитают на Кипре, и мужчин, и женщин. Вы увидите образы святых Филиппа, Ермолая, Поликарпа, Онуфрия, Иоанна Лампадистиса, Иасона, Фотия, Федора Тирона, Федора Стратилата и Димитрия. Женские образы – Святые Кириакия, Фекла, Варвара, Параскева, Марина, Феодора, Фотиния.
В монастырском дворе растут фруктовые деревья, цветы и зелень. Источник чистейшей воды украшен мозаичным панно. И завершением облика обители стал портал, на котором мозаикой выложены образы Архангелов Михаила, Рафаила и Гавриила. Люди едут в святую обитель, чтобы найти здесь покой и умиротворение.