Монастырь Богородицы Амиру на Кипре
Женский монастырь Пресвятой Богородицы Амиру находится в окрестностях Лимассола, неподалеку от деревни Апсиу у подножья горы Какомалли с южной стороны.
Главный храм монастыря был восстановлен в средине XVIII столетия из практически полностью разрушенной церкви и сохранился в таком виде до наших дней. Храм представляет собой сводчатую базилику с одним нефом, построенную из крупных каменных блоков.
В высокие своды нефа главного храма замурованы керамические сосуды, именуемые в народе голосниками. Эта редкая особенность византийской архитектуры, используемая для усиления акустических свойств внутри помещений. До наших дней сохранилось очень немного церквей с подобными резонансными полостями.
Внутри церкви установлен деревянный резной иконостас XVII столетия, расписанный красным, синим и золотыми цветами. Эти три цвета традиционно используются в церковной живописи и символизируют собой кровь Христа, святость небесной благодати и Божественный свет. Над Царскими Вратами расположено изображение двух рыб, символика которых в христианстве довольно многогранна. Символы рыб связаны и с Крещением, и с Причастием и с Возрождением. Таким многогранством символ наполнился по факту того, что во время всемирного потопа только рыбы избежали наказания Господня. Во время таинства Крещения христиане уподобляются рыбам, как бы заново рождаясь в воде, и спастись они могут только находясь в ней. Первые христиане носили на шее фигурки рыбок, выполненных из камня, перламутра или стекла, которые, по словам некоторых историков, и стали прообразами нательных крестиков.
Царские Врата были расписаны в средине XVII столетия известным мастером, иеромонахом Киккского монастыря Павлом Святописцем. Им же была написана и икона Христа Спасителя. Образ Пресвятой Богородицы с Младенцем, икона святого Иоанна Теолога и Распятие, возвышающееся над иконостасом были написаны иеромонахом Леонтием в 1659 году.
В нынешнем убранстве главного монастырского храма большинство икон старинные. Самой ранней из них, датируемой 1568 годом, является икона Иоанна Крестителя. В нижнем поле этой иконы изображен мужчина в странной одежде и написаны слова о знатном эмире, который построил обитель в честь Пресвятой Богородицы. В связи с этим, данную обитель еще называют “королевским монастырем“.
Уникальной реликвией монастыря считается икона Пресвятой Богородицы Путеводительницы, расположенная на северной стороне нефа. По мнению некоторых ученых, она была написана в XVI веке. Ее уникальность в том, что в центре большой иконы написан такой же образ Богородицы с Младенцем, только значительно меньших размеров и датируется он XIII столетием. История создания этого “образа в образе“ по сей день остается загадкой.
Монастырь был основан, предположительно, в начале второго тысячелетия. Годы его расцвета приходятся на 1192-1489гг. Во времена власти османов монастырь пришел в упадок и практически прекратил свое существование. Только в конце XX столетия жизнь в святой обители вновь возродилась.
Основание монастыря связывают с двумя легендами. Первая гласит о рождении у одного эмира слепой дочери. Стремясь излечить свою, уже подросшую дочь, эмир отправился вместе с ней в заморские страны. Когда их корабль ночью проплывал мимо Кипра, девочка объявила, что она увидела вдали яркий свет. Корабль причалил к берегу и вся команда стала искать таинственный источник света. Поиски не принесли успеха. Нашли только неприметный родник. Испив из него воды и умывшись – девочка прозрела. Во сне дочке эмира явилась Пресвятая Дева Мария и поведала, что ее исцеление божественно. Выслушав рассказ дочери, счастливый отец повелел возвести на месте родника храм Пресвятой Богородицы.
Другая легенда описывает чудесное исцеление от слепоты старца по имени Амиру, который жил в византийскую эпоху. Он денно и нощно молился Богородице и просил вернуть ему зрение. После исцеления старец пожертвовал деньги на строительство храма Пресвятой Богородицы.
Сегодня тысячи людей стремятся попасть в монастырь Пресвятой Богородицы Амиру, чтобы умыться водой из целебного источника и вымолить себе исцеление.